Роботизированная КПП: мифы и реальность
Этим вопросом задаются практически все автолюбители, которые планируют приобрести машину с автоматической трансмиссией. Чем отличается (и отличается ли вообще) от нее коробка – робот?
Насколько надежным является механизм? Какие виды КПП этого типа существуют? На эти и многие другие вопросы попробуем ответить в нашей статье.
Общие сведения
Главное отличие роботизированной коробки передач от автоматической КПП – это ее конструкция. Конструкция автоматической трансмиссии представляет из себя механизм из нескольких шестерней, каждая из которых является скоростной ступенью.
Эти ступени меняют друг друга, используя показатели давления масла и скорости оборотов двигателя. Соответственно, шестерни меняют друг друга, когда водитель увеличивает давление на педаль акселератора или уменьшает скорость.
Это достаточно дорогая в обслуживании система, которая в процессе эксплуатации расходует больше топлива, по сравнению с механикой.
Коробка передач робот устроена по иному. По сути это традиционная КПП со сцеплением и привычной системой переключения передач, но оборудованная особым электронным блоком, который вместо водителя управляет сцеплением.
Трансмиссии данного широко распространены в обычных легковых моделях и спортивных суперкарах. Чем отличается робот от автомата на практике? Во-первых, более плавным переключением. Во-вторых, в большинстве случаев наличием возможности переключаться между двумя режимами: автоматическим и полуавтоматическим. Первый из них берет контроль над переключениями полностью на себя, а второй позволяет осуществлять переключения водителю, но не при помощи привычной всем педали сцепления, а одним лишь нажатием кнопки.
Виды
Тип привода
Роботизированные КПП различаются в зависимости от привода сцепления и передач, который может быть гидравлическим или электрическим.
Электрический привод чаще всего устанавливается на серийные автомобили среднего класса. Управление в нем осуществляется при помощи сервомеханизмов: электродвигателя и механической передачи.
Гидравлический привод, управляемый гидроцилиндрами требует наличия постоянного давления в системе и соответственно является энергетически более затратной системой. Но скорость переключения, которую он способен обеспечивать составляет до 0,01 секунды. Поэтому он просто незаменим в спортивных автомобилях. Переключение благодаря ему происходит за мгновения.
Тип сцепления
Название коробки передач иногда отличается в зависимости от того, роботизированная с одним сцеплением или роботизированная с двумя сцеплениями система находится перед нами.
Роботизированная коробка с одним сцеплением – это система, которая включает в себя механическую КПП, независимый блок управления сцеплением и сменой передач, управляющие процессоры.
На вопрос что такое роботизированная коробка передач подойдет предыдущий ответ, который придется дополнить, когда придет время рассказать о том, что такое роботизированная коробка с двумя сцеплениями. Механизм, использованный в ней, решает проблему «затянутой» процедуры переключения передач. Каким образом это происходит? Узнаем далее.
Роботизированная коробка с двумя сцеплениями что это? Это КПП, которая позволяет осуществлять переход к более высокой или низкой скорости практически без потери времени. Суть системы в том, что провал, который образуется во время перехода сцепления к следующей передаче, в данном случае отсутствует. Следующая передача будет моментально задействована вторым сцеплением.
Система с двойным сцеплением часто именуется в просторечии как коробка передач dct, коробка dct или dsg.
Сцепления также отличаются в зависимости от того, находиться ли механизм в ходе работы в технической ванне с маслом или он в процессе выполнения своих функций остается сухим.
Правила эксплуатации
Роботизированная трансмиссия вопреки слухам является достаточно надежной конструкцией. Однако у нее, как и у любого в мире, даже самого надежного механизма есть свои особенности эксплуатации. Если не учитывать эти особенности, то он не прослужит долго, и наоборот, если действовать согласно рекомендациям производителя, будет долго радовать бесперебойной и четкой работой. Ознакомимся с ними.
-
Наличие электроники требует периодической прочистки контактов. Также в целях профилактики перегрева рекомендуется замена охлаждающей жидкости. Чаще всего по регламенту подобные работы проводятся каждые 50 тыс. км. Обычно они требуют разбора коробки, а это по силам только профессиональному мастеру.
-
Чтобы уменьшить естественный износ механизма водителям рекомендуется фиксировать КПП в нейтральное положение при любых остановка и стоянках, в том числе на светофорах.
-
Сухое сцепление обычно быстрее выходит из строя при частых и резких маневрах водителя. Если владелец авто предпочитает агрессивную езду, то ему вполне вероятно придется заменять электронный блок управления, который чаще всего перегревается и перестает выполнять свои функции уже через 40 тыс. км пробега.
-
окрое сцепление более надежно с точки зрения активной езды и не подвергается перегревам. Однако в масло неминуемо попадают мельчайшие частицы металлического мусора, которые загрязняют систему и внешний фильтр. Чтобы избежать неисправностей следует менять фильтр и масло каждые 50 тыс.км.
Признаки неисправностей и их устранение
О том, что робот неисправен, чаще всего свидетельствуют следующие признаки.
-
КПП издает нехарактерный гул или даже писк.
-
Увеличение оборотов двигателя без соразмерного увеличения скорости.
-
Трансмиссия работает «рывками».
-
Не всегда включается часть скоростей.
Самостоятельный ремонт робота не рекомендуется осуществлять без наличия специальных навыков. Все же роботизированная трансмиссия – это довольно сложный механизм, любая неточность при работе с которым может привести в к фатальным последствиям. Чтобы их избежать, лучше всего обратиться в хороший автосервис.
Заключение
Итак, мы узнали, что такое коробка робот в автомобиле. Подведем итог и обозначим основные плюсы и минусы роботизированной коробки передач.
Плюсы:
- наиболее пригодная для ремонта конструкция КПП по сравнению с классическим автоматом, стоимость устранения дефектов будет не высокой, а вполне сопоставимой со стоимостью ремонта обычной «механики»;
- широкие возможности для комфортной езды, чаще всего у водителя есть возможность вести машину в автоматическом режиме или переключать передачи легким нажатием кнопки в зависимости от стиля езды;
- отсутствий характерных «дерганий» при переключении скоростей.
Минусы:
- профилактические мероприятия по ремонту следует проводить каждые 40 – 50 тыс. км;
- большинство «роботов» на серийных автомобилях среднего класса переключают скорости медленнее, чем «автоматические КПП.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование роботизированной трансмиссии является прекрасной альтернативой более сложным в обслуживании и эксплуатации системам с автоматической КПП.