4 важных преимуществ гидроусилителя руля
Гидроусилитель рулевого управления установлен в каждом современном автомобиле. Изначально он присутствовал только в грузовиках и с/х машинах, поскольку без него сложно управлять техникой. Постепенно ГУР появился и на легковых авто.
Предназначение
На небольшой скорости и при развороте автовладелец прикладывает немало усилий, чтобы управлять машиной. Гидроусилитель руля снижает усилие, которое прилагается на рулевое колесо, а также повышает комфортабельность при поездках, поскольку поглощает удары при наездах на неровности.
Авто, оборудованное усилителем, не заносит в кювет и удерживает машину на дороге в случае пробоины колеса.
- смягчение ударов при попадании колеса на неровную поверхность;
- машиной можно управлять даже, если конструкция выйдет из строя;
- легкость в обслуживании.
Недостатки рулевого управления:
- требуется периодически обслуживать систему;
- вследствие того, что насос работает постоянно, мощность мотора понижается.
Конструкция рулевого гидроусилителя
Чтобы понять, что такое ГУР и как работает гидроусилитель руля, следует ознакомиться с его конструкцией.
Устройство гидроусилителя руля состоит из частей:
- Емкости для жидкости.
- Насоса.
- Трубопроводов.
- Золотникового распределителя.
- Гидроцилиндра.
Насос и ремень
Деталь устанавливают на блоке цилиндров. Работает от приводного ремня и шкива коленчатого вала.
Конструкция насоса ГУР может быть различной, но чаще можно встретить с лопастями. Устройство насоса ГУР находится в корпусе из металла, в котором расположен ротор и лопасти. Во время движения они передают транссудат под давлением в распределитель и гидроцилиндр.
Масляные насосы делятся на:
- координируемые – давление поддерживается одинаковое за счет преобразования производительности;
- нерегулируемые – давление поддерживается редукционным клапаном.
Бачок
В баке гидроусилителя установлен фильтр и щуп, чтобы контролировать уровень масла. Если емкость выполнена из пластика, это можно сделать визуально. На щупе сделаны надсечки, по которым определяется уровень масляной жидкости как при холодном моторе, так уже и проработавшим определенное время.
В зависимости от марки авто, бачок может стоять в различных местах:
Рено
Емкость установлена в передней части моторного отсека прямо посередине.
Форд Фокус
Расположение бачка по конструкции – с правой стороны в моторном отсеке, рядом с опорой силового агрегата.
Шевроле
Бачок находится между аккумулятором и левой фарой.Опель
Бачок стоит в задней части моторного отсека внизу справа.
ВАЗ
На большинстве машин этого семейства ГУР не установлен. На некоторые модели с 2007 г. ставили ГУР или ЭУР.
Распределительное устройство
Устанавливают на рулевом валу или приводе. Приспособление перераспределяет поток эмульсии, которая поступает от насоса к гидроцилиндру. Одной из главных деталей является золотник, который приоткрывает/закрывает каналы, по которым перемещается жидкость к механизмам.
Шланги и гидроцилиндр
Гидроцилиндр сдвоенного действия разделен на две части поршнем. Когда происходит разворот, распределить направляет жидкость в нужную полость, поршень под давлением двигается и заставляет разворачиваться колеса в нужную сторону.
Трубопроводы способствуют подаче масла межу гидроусилителем, насосом и распределителем.
Принцип работы гидроусилителя руля
- При движении авто по прямой, колеса стоят ровно, гидроусилитель прекращает работу – жидкость просто течет от насоса в бачок и назад.
- Как только колеса повернулись, ГУР в автомобиле начинает работать. Золотник поворачивается, открываются каналы, по которым транссудат поступает в одну из полостей гидроцилиндра (все зависит от того, куда развернули колеса). Из другой полости жидкость переходит в выливную магистраль и дальше в бачок. Под давлением, масло придавливает на поршень, в результате чего рулевая галтель двигается и колеса разворачиваются.
- Когда вращение руля прекратилось, но колеса удерживаются в этой же позиции, золотник становится на свое обычное место и усилитель руля перестает работать. Жидкость протекает так же, когда колеса стояли ровно.
- Положение, при котором руль выкрутили до конца, но так и держат, является крайне сложным для устройства. Дело в том, что распределитель не может повернуть его в нейтральную позицию и жидкость передвигается изнутри насоса. В результате появляется повышенный шум. Когда руль отпускают, система гидроусилителя рулевого управления возвращается в норму.
Схема рулевого управления с гидроусилителем
Схема гидроусилителя рулевого управления показывает из каких частей состоит система.
Как часто выполнять замену жидкости в ГУРе
Специалисты советуют производить замену масла раз в два года, при среднем пробеге около 10 тыс. км.
Если авто эксплуатируют интенсивно, жидкость меняется после 30 тыс. км или 1 р/год. При эксплуатации гидроусилителя нагреваются все элементы. Маслянистая эмульсия тоже греется, в результате ухудшаются ее качества. Как правило, жидкость меняется, если она изменила цвет или появился неприятный аромат.
Выбор масла
Для замены следует приобретать эмульсию, которую рекомендует производитель. Обычно для гидроусилителя используется минеральная эмульсия, которая обеспечивает большую сохранность резиновых деталей устройства.
Как происходит залив масла
- Слить полностью маслянистый раствор из системы.
- Промыть систему специальной жидкостью.
- Восстановить контур и залить новое масло.
- Если в гидроусилителе имеется фильтр, его сразу стоит заменить. В противном случае, необходимо промыть хорошо двигатель.
- Прокачать гидроусилитель и проверить уровень масла.
Для полной замены требуется около 1,5-2 л масла.
Возможные поломки, ремонт и цена
Гидрорулевое управление необходимо периодически обслуживать, чтобы предупредить возможные поломки. Если затягивать с устранением неполадок, это может привести к поломке всей системы.
Основные поломки:
- появляются толчки в рулевое колесо – признак того, что ремень недостаточно натянут или стерся. Его обязательно необходимо заменить, поскольку он проскальзывает на насосе, в результате чего жидкость закачивается в систему рывками;
- увеличение усилия при поворотах – бывает из-за недостатка масла, поэтому гидроусилитель рулевого управления с тангенциальным распределителем плохо работают;
- при поворотах наблюдается повышенный шум – недостаточный уровень масла или приводной ремень проскальзывает. В этом случае требуется долить масло, прокачать систему или подтянуть ремень;
- протечка рабочей жидкости – достаточно частая проблема. Для начала следует определить место течи. Возможно потребуется заменить элемент магистрали, заменить резиновые уплотнители или просто подтянуть соединения.
Специалисты в автосервисе осуществляют диагностику, а при необходимости, ремонт ГРУ. Стоимость зависит от сложности работы, а также от того, какую деталь требуется заменить. Отремонтировать гидроусилитель руля стоит в пределах от 2-8 тыс. руб.