Втягивающее реле стартера: назначение, диагностика и ремонт
Для начала движения транспортного средства необходимо запустить двигатель, являющийся основной частью системы пуска. Неотъемлемым его элементом является также втягивающее реле стартера, которое, не смотря на небольшие размеры, играет ключевую роль в работе системы. Его поломка полностью обездвиживает автомобиль.
Предназначение втягивающего реле стартера
Втягивающее реле всегда устанавливается на стартере. Его принцип работы заключается:
- в перераспределении электрической энергии между двигателем и электромагнитным элементом реле стартера;
- в создании эффекта синхронирования в работе отдельных узлов стартера в условиях запуска двигателя;
- в обеспечении работы шестерён бедикса, которая заключается в зацеплении их элементов маховиком для пуска мотора, после чего — их возврата в первоначальное положение.
Принцип функционирования
Катушка втягивающего реле стартера способствует возникновению электромагнитного поля на обмотке и перемещению якоря в сердечник за счёт притягивания под действием электромагнитных сил. Такое действие способствует зацеплению маховика с рабочей шестернёй бендикса.
При достижении сердечником определённого положения, элемент замыкает контакты, за счёт чего производится включение удерживающей обмотки и подача электрического тока к обмотке двигателя. Он начинает вращать маховик и вал, которые сцеплены с шестернёй.
Устройство элемента
Тяговое реле стартера расположено непосредственно под стартерным устройством. Два элемента прочно соединены. Разобрать втягивающее реле стартера не составить труда для опытного водителя, поскольку две детали легко разъединяются на уже демонтированном устройстве. Корпусной элемент отделяется от комплектующих деталей, таких как магнит, оборудованный обмотками, втягивающий на стартер, пружина, контакты и якорь.
В зависимости от того, какой производитель комплектующего материала и на какое транспортное средство он подлежит установке, различают разборные не разборные элементы.
Ремонт втягивающего реле стартера неразборного типа невозможен. В случае поломки, он подлежит замене в полном комплекте. Разборные элементы легко подвергнуть диагностике, контролю и ремонту.
Bosch
Популярная конструкция реле стартера BOSCH оборудована дополнительным редуктором планетарного типа. В отличие от классических моделей, в нем отсутствуют обмотки возбуждения за счёт оснащения постоянными магнитами. Внутри устройства расположен передаточный механизм, дополненный планетарным редуктором.
Иногда по наглядным признакам можно выявить существующую проблему.
- Отсутствует запуск двигателя с первой попытки при повороте ключа в замке зажигания.
- После осуществления запуска мотора, стартер продолжает вращение, отличающееся сильным жужжанием.
Причины неисправностей, когда элемент не срабатывает
Неисправности втягивающего реле стартера являются причинами обездвиживания транспортного средства. Они могут быть обусловлены:
- уменьшением контактной площади контактов на платинах;
- обрыв или обгорание обмотки;
- деформирование пружины возвратного типа;
- замыкание в одной из обмоток.
Диагностика
Если стартер не работает, то необходимо проверять функциональность его составляющих, чтобы определить причину неполадок. Для удобства проведения процедуры по диагностике, рекомендуется провести демонтаж устройства.
Мероприятия, которые должны предшествовать диагностике стартера
Однако, перед началом проведения процедуры, рекомендуется провести мероприятия, которые помогут исключить другие причины неработоспособности авто:
- проверить состояние подключенных к аккумулятору клемм;
- произвести зачистку окисленных элементов, которые накопились у выводов аккумулятора;
- убедиться, что электропроводка надёжно прикреплена к стартеру соединительными элементами;
- зачистить контакты проводки, если на них замечены следы коррозионные следы.
Как выявить неполадки со стартером, если он не щелкает при повороте ключа зажигания
В момент запуска стартера всегда слышен характерный щелчок сердечника, который издаётся элементом в момент движения. Его наличие говорит о том, что устройство исправно и может эксплуатироваться в стационарном режиме.
Если щелчка нет – то не срабатывает втягивающее реле стартера. Однако, если при наличии щелчка стартер не крутится, то причиной неполадки является подгорание контактов.
Если при срабатывании устройства машина дребезжит в области расположения механизма, то можно судить о неисправностях в обмотках.
Чтобы убедиться в своих догадках, следует провести измерение сопротивления на обмотках при помощи омметра. Величина параметра должна соответствовать3-5 Ом.
Цена ремонта
Ремонт втягивающего реле стартера своими руками, безусловно, обойдётся владельцу авто дешевле, но все равно придётся потратиться на комплектующие детали, которые явились причиной выхода из строя всей системы.
В специализированных сервисах диагностика элемента обойдётся владельцу транспортного средства от 150 рублей. Стоимость восстановления функциональности элемента зависит от типа транспортного средства и от принадлежности его к грузовому ил легковому типу.
Её размер находится в пределах от 240 до 3000 рулей. Отдельно следует рассчитывать оплатить демонтажные и монтажные работы, средняя цена которых составляет 500 рублей за операцию.
Проведение ремонта устройства: cнятие стартера, демонтаж реле и восстановление функциональности
После проведения диагностики и убеждения, что поломка действительно заключается в неисправности элементов реле, то следует приступить к ремонту, что возможно, если устройство относится к разборной модели.
Для успешного проведения работ следует знать, как снять втягивающее реле не снимая стартер. Это важно при таких поломках, как пригорание ли окисление контактов. Демонтируя, следует пометить клеммы, чтобы, когда нужно будет установить реле стартера, чтобы впоследствии их не перепутать.
Разборка реле начинается с демонтажа сердечника. После отпаивания контактов, следует открутить болты, крепящие верхнюю крышку. После этих процедур, мастер получает доступ к элементам, которые нужно отремонтировать или заменить.
Когда реле подлежит замене
Разборные типы устройства обычно всегда можно отремонтировать. В случае выхода из строя одного или нескольких элементов, возможна их замена. Однако, в некоторых моделях транспортных средств применяются неразборные реле.
Они не подлежат ремонту, эти устройства можно только заменить. Важно провести компетентную диагностику, чтобы выявить, что причина обездвиживания авто заключается именно в этой детали.
Стоит отметить, что не ремонтируются реле, в которых сгорели или закоротили обмотки, поскольку реставрационные работы в данной ситуации могут обойтись дороже покупки нового устройства.