РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ЗА 2 ЧАСА СВОИМИ РУКАМИ? ЗАПРОСТО!
Каждый цилиндр автомобильного двигателя оснащен минимум одной парой клапанов (впускной и выпускной). Как понятно из названия, их основная задача — впускать горючую смесь и выпускать отработанные газы. Работать им приходится в экстремальных условиях высоких температур, а, следовательно, для правильной их работы необходимо учесть один главный фактор — тепловое расширение. То есть, на холодном двигателе между кулачком распредвала и клапаном должен присутствовать некоторый зазор, в противном случае может случиться их прогорание. Следует понимать, что слишком большой зазор ведет к значительной потери мощности.
Любая автомастерская за небольшие деньги и в максимально короткие сроки может выполнить эту процедуру.
Примеры регулировки клапанов своими руками
Список приспособлений и инструментов
- Щупы различной толщины, продаются набором с шагом в 0,05 мм.
- Регулировочные шайбы.
- Как таковое приспособление для регулировки.
- Пинцет, набор гаечных ключей, отвертка.
- Герметик и прокладка крышки.
- По необходимости, возможно, придется докупить рокера.
- Отсоединяются патрубки, при необходимости демонтируется корпус воздушного фильтра.
- Отключаются высоковольтные провода, в обязательном порядке выкручиваются свечи.
- Снимается верхняя крышка блока цилиндров.
- Для проворота вала двигателя снимается либо переднее колесо, либо крышка ремня ГРМ.
Работы на ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 карбюратор и инжектор
Основной этап на примере ВАЗ 2109.
- Прокручиваем распредвал до тех пор, пока кулачки распредвала не займут положение, изображенное на рисунке 1.
- При помощи щупов замеряем зазоры. Согласно технологической документации для ВАЗ 2109, да и для большинства автомобилей этой фирмы, оптимальный зазор для впускного находится в пределах 0,25 — 0,35 мм, для выпускного в пределах 0,15-0,25 мм. Если значения разнятся от необходимых, следует проводить дальнейшие работы.
Рис.1.
- При помощи приспособления между стаканом и распредвалом вставляем фиксатор (рис.2)
- На этом этапе нам понадобится пинцет. С его помощью извлекается старая регулировочная шайба. На одной из сторон которой указан её исходный размер. Учитывая разницу между существующим зазором и желательным, подбираем новую шайбу. На регулировочный клапан в стакан, промаркированной стороной вниз кладем новую шайбу.
- Шайба должна вращаться в стакане свободно.
- На заключительном этапе извлекаем фиксатор.
Для остальных действия производятся в том же самом порядке. В конце работ еще раз промеряем все полученные зазоры.
Рис.2
Как видите правильно регулировать клапана — работа не столько сложная, сколько муторная.
На ВАЗ 2109 для того, чтобы правильно отрегулировать клапана следует знать, что настройка происходит попарно 1-3 далее 5-2 далее 8-6 и в конце 4-7.
ВАЗ 2107, 2106, ЯМЗ 238 и вообще любая классика
В отличие от предыдущего варианта, здесь нам не понадобится набор шайб, вместо них возьмем гаечные ключи на 17 и на 13.
- По меткам выставляем ГРМ.
- С лева направо отсчитываем 6 и 8 клапана. Именно их можно регулировать при таком положении газораспределительного механизма.
Пробуем просунуть щуп между кулачком распределительного вала и рычагом (ротором). Если щуп на 0,15 проходит с легким защемлением, здесь регулировка не нужна.(рис.3)
Рис.3.
- В противном случае ослабляется гайка на 17 и регулировочный болт на 13 позволяет выставить необходимый зазор.
- После этого контргайка затягивается до предела. Обязательно! После законтривания проверьте зазор, он может сместиться в сторону уменьшения. При необходимости повторите действия по регулировке.
После того, как настроили 6 и 8, проверните коленчатый вал на 180 градусов. (именно коленчатый, а не распределительный). В таком положении можно настроить клапана №4 и №7, еще 180 градусов — №1 и №3, еще 180 — №2 и №5.
С помощью болтов происходит и регулировка клапанов газ 52 . Для этого в ВМТ регулируются выпускные на цилиндрах №1, №3, №5 и впускные цилиндров №1, №2, №4. После проворота коленчатого вала на один оборот можно отрегулировать выпускные №2, №4, №6 и впускные №3, №5, №6. Размеры зазоров на рисунке №4.
Рис.4
Регулировка дизельных ЯМЗ 238 производится аналогично.
Регулировка логан
Зазоры выставляются:
- впускные -0,1 — 0,15;
- выпускные 0,25 — 0,3.
Регулируются болтами.
- Со стороны водителя поддомкрачивается автомобиль.
- Включается 4 передача.
- Колесо вращается, до появления на шестерне распределительного вала латинской буквы F.
- Можно выставлять клапана цилиндра №1.
- Поворотами на ½ коленвала регулируются дальше 3, 4 и 2 цилиндры.
Во всех случаях сборка производится в обратном порядке.