Лонжерон в машине: конструкция и назначение
Лонжерон в автомобиле это один из важнейших элементов. Именно он лежит в основе конструкции любой машины. После посещения СТО автомобилист может узнать, что лонжерон «ушел» или «устал». О том, почему это происходит и что делать в данном случае будет рассказано далее.
Зачем нужен лонжерон автомобиля и где он находится
Итак, лонжерон это силовой элемент, присутствующий в конструкции любого автомобиля. Он представляет собой трубу (обычно, прямоугольного сечения), проходящую вдоль кузова.
Старые модели машин имели в основе раму. Она состояла из двух продольных труб с поперечинами. На раму крепятся другие элементы, а также сам кузов машины (хотя, эксплуатация возможна и без него). Примерно такая же конструкция, хоть и с некоторыми отличиями, остается у современных внедорожников и грузовиков. На легковых же автомобилях несущим является кузов.
Хотя, лонжерон в машине все равно присутствует, но он совмещен с корпусом. Причем, обычно, эта деталь не проходит от бампера к бамперу. Вместо этого присутствуют отдельно передний и задний лонжерон.
Со стороны заметить данную деталь в конструкции автомобиля достаточно сложно. Однако если поднять машину на подъемнике, найти ее не составит труда.
Задачи заднего и переднего лонжеронов
У рамных внедорожников и грузовиков труба лонжерон – это главный силовой элемент. На легковых же машинах он требуется для усиления кузова и уменьшения его деформации. Также деталь нужна для того, чтобы уменьшить нагрузку при поездке. То есть она выступает в качестве дополнительного амортизатора и гасит колебания машины. Специально для этого конструкцию облегчают, уменьшая толщину стенок, а также оставляют в нем отверстия в местах с наименьшей нагрузкой.Еще одна важная задача данного элемента – смягчение удара при ДТП. Передние лонжероны создаются так, чтобы при столкновении они не ломались, а гнулись. Так нагрузка на салон существенно уменьшается.
Существует несколько типов расположения детали. Они выбираются в зависимости от того, для чего нужен лонжерон (то есть каково его основное предназначение в конкретной модели авто).
- Элементы могут располагаться горизонтально и параллельно друг другу. Такой вариант обычно используется на рамных внедорожниках.
- Также деталь может идти вдоль днища, повторяя его очертания. В данном случае существенно улучшается уровень пассивной безопасности.
- Деталь может располагаться под углом.
- Встречается и вертикальное расположение.
Все вышеприведенные способы встречаются на современных автомобилях довольно часто. Как уже говорилось, выбор зависит от конструктивных особенностей машины.
Теперь стало понятно, где лонжерон находится и как он расположен. Но необходимо разобраться, в чем плюсы и минусы их современной конструкции.
Плюсы и минусы схемы изготовления современных автомобилей
Как уже упоминалось выше, типичный пример лонжерона в современном автомобиле – это элемент, включенный в конструкцию кузова. У такого варианта расположения есть свои плюсы.
- Несущий кузов позволяет существенно облегчить машину. Несмотря на это, кузов по-прежнему обладает достаточной жесткостью.
- Во время движения элементы кузова меньше деформируются, благодаря чему улучшается управляемость.
- В отличие от рамных автомобилей, такой транспорт гораздо безопаснее при лобовом столкновении. Во время ДТП, передний правый и левый лонжероны сгибаются. Благодаря этому сокращается нагрузка, действующая на пассажиров. Ущерб другому авто тоже уменьшается.
Несмотря на это, недостатки в расположении лонжеронов на современных авто тоже присутствуют.
- Зачастую элемент нельзя демонтировать (на рамных авто сделать это возможно). Поэтому, если повело лонжерон, провести ремонт будет достаточно сложно.
- Так как деталь соединяет весь кузов, то, при любом столкновении, повреждения могут быть нанесены и двигателю, КПП и т.д.
Ремонт детали: когда ее можно восстановить?
Причины нарушения конструкции могут быть разными. Со временем несущий элемент в любом случае приходит в негодность (довольно часто в автосервисе можно услышать о том, что на машине лопнул лонжерон). Также повреждения могут быть нанесены в результате ДТП (даже самая небольшая авария может стать причиной нарушения геометрии).
На рамных авто снять лонжерон и заменить его не так сложно. Но, в случае с несущим кузовом, проблему решить гораздо сложнее. Необходимо отметить, что, даже после ремонта, прочность и свойства элемента будут уже не такими, как изначально. Это скажется и на дальнейшей эксплуатации автомобиля.