Всё об автомобилях

Нужны ли права на скутер или мопед в 2017 году?

1 045

Мотороллеры, мопеды и скутеры всё чаще встречаются на российских дорогах. Однако иногда возникают вопрос: надо ли получать на них права – или ездить может каждый желающий? Попробуем разобраться в том, что на этот счёт говорит российское законодательство.


Что такое мопед, мотороллер и скутер?

Мотороллер (нем. Motorroller) или скутер (англ. scooter ) – разновидность двухколёсного транспорта, похожая на мотоцикл, но имеющая удобную выемку для ног. В целом он отличается от мотоцикла лишь конструкцией. Кроме того, документы на скутер для ГИБДД отличаются от прав на мотоцикл.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Мопед же – это, по сути, мотоцикл, но имеющий менее мощный двигатель внутреннего сгорания, либо обходящийся и вовсе электродвигателем, и при этом часто сохраняющий педальный привод на заднее колесо. По сути, основное отличие между мопедом и мотоциклом – это лишь скорость: по ПДД мотоциклист вправе следовать в общей колонне транспорта, а водитель мопеда в силу меньшей скорости должен двигаться по правилам, предусмотренным для велосипедов. В частности, водителю мопеда при необходимости разрешается движение по тротуару.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger


Ключевые 50 кубов

Вопрос о том, нужны на мопед права или нет, упирается в объём двигателя. Особые права на скутер до 50 кубов – не требуются. Однако это не единственное требование. Необходимо также, чтобы максимальная скорость, предусмотренная конструкцией этого транспорта, не превышала 60 км/ч.

Если эти граничные условия соблюдаются, не требуются ни права на скутер с дополнительной категорией, ни регистрация скутера в ГИБДД.


Нужны ли права на скутер или можно ездить без прав?

Однако это не значит, что сейчас права на мотоцикл или скутер уже не нужны. С 2013 года законодательство было изменено. Ранее транспортным средством, двигатель которого не дотягивал по объёму до тех самых 50 кубов можно было управлять без водительского удостоверения и с любого возраста.

Сейчас же введены ограничения. С ноября 2013 года для того, чтобы управлять мопедами, скутерами и квадроциклами, требуется особая категория водительских прав – «M». На мотоциклы не нужны права лишь в одном случае – если они используются в качестве спортивных снарядов для мотокросса. Но в этом случае управлять ими можно лишь на кроссе, на тренировочной площадке или в иных местах, где нет ни дорог, ни движения транспорта.

Категория «M» – как и со скольки лет можно получить?

С 2013 года в России введена новая категория водительских прав – «M». Она касается водителей скутеров и мопедов. Получить её может любой гражданин России начиная с 16 лет. Начинать обучение можно и раньше, однако необходимо, чтобы до 16-го дня рождения оставалось не более 2 месяцев.

Однако в отношении мопедов действуют особые правила. Они гласят, что не обязательно открывать на них особые права. Для лёгкого транспорта достаточно, чтобы у гражданина была открыта хотя бы одна из категорий, предусмотренных ранее. Таким образом, любой человек, имеющий право управлять мотоциклом, легковым автомобилем или даже трамваем, вправе ездить на мопеде или мотороллере, не обращаясь в автошколу и не открывая дополнительных категорий на правах.

Таким образом, управлять скутером с категорией «В» или «А» имеет право любой человек, имеющий права. Но в обратную сторону это правило не действует. Ответ на вопрос, до скольки кубов категория «М» прост – в России лишь до 50. Если обладатель прав «М» попытается сесть за руль более мощного транспортного средства – его ждёт наказание.

Вопрос, как получить права на скутер, до сих пор остаётся болезненным в России. Далеко не все автошколы перешли на подготовку и скутеристов. По сути, выбор прост:

  • либо искать место, где готовят и по категории «М»;
  • либо открывать любую другую категорию – и с ней управлять мотороллером или мопедом.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Каков штраф в тех случаях, когда нельзя ездить на мототранспорте без прав?

Цена обучения на права на скутер составляет сейчас от 7 000 рублей (чистая теория) до 36 000 рублей (с расширенной практикой). Однако этот расход вполне окупается. Дело в том, что штраф за езду без прав даже на мотороллере сейчас составляет:

  • 500 рублей – если просто забыл документы дома. Однако нужно помнить: оплата этого штрафа не освобождает от ответственности. Получив от инспектора ГИБДД одну квитанцию и продолжив движение, водитель скутера на следующем же перекрёстке может быть оштрафован повторно.
  • 15 000 рублей – если прав нет вообще.
  • 30 000 рублей – если права были, но водителя их лишили за предыдущее нарушение, но он снова сел за руль.

Легко заметить, что обучение в автошколе обойдётся дешевле, чем постоянная выплата штрафов.

Как ездить на скутере в Беларуси?

Законодательство России и Беларуси, стран Союзного государство, в значительной степени унифицировано. Поэтому если возник вопрос о том, нужны права скутер или нет в Беларуси, ответ однозначен – да, там тоже требуется.

Более того, сейчас скутеры в этой стране делятся на два типа:

  • мини-скутер с двигателем объёмом меньше 50 куб. см. Для него требуются права «АМ».
  • макси-скутер – с более мощным двигателем. Нужны права «А», как для мотоцикла.

Как и в России, у белорусов водить скутер можно исключительно в шлеме, необходимом как для водителя, так и для пассажиров.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Как быть казахским скутеристам?

Вопрос о том, какая категория нужна на скутер возникает и в отношении Казахстана. В отличие от Беларуси, казахское законодательство не столь близко к российскому. Тем не менее нужно иметь в виду, что с 2014 года и там владельцам малолитражной двухколёсной мототехники нужно получать особые права.

Однако в этой стране, как и в России, действует правило: если есть права на более мощную технику, управлять мопедом или мотороллером тоже можно. Фактически сейчас при открытии любой категории в Казахстане автоматически открывается и возможность управлять скутером.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Права на скутер для Украины

Нововведения, касающиеся прав на малолитражный транспорт, коснулись и Украины. Там скутерист, пользующийся транспортом с двигателем меньше, чем 50 кубов, должен иметь права «А1». Если же объём больше – нужны уже мотоциклетные права категории «А».

Однако украинское законодательство более либерально для кандидатов на получение прав. Там обучаться можно уже с 14 лет. При этом права можно получить точно так же, как и в России – с 16 лет.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Кроме того, нужно помнить, что на Украине ПДД предусматривают ограничения не только по объёму двигателя, но и по массе транспорта. Вес мотороллера, квадроцикла или иного малолитражного транспорта должен быть не более 400 кг, при этом для них требуется уже категория «В1». Она же распространяется и на мотоциклы с прицепами либо колясками.

Руслан
2017-06-07 13:46:29
Допустимо ли управление скутером/мопедом (до 50см3) в Украине россиянину при наличии российского водительского удостоверения с категорией М ( права нового образца)

Свежее

Поделиться