Всё об автомобилях

Устройство системы охлаждения двигателя: 9 основных элементов

732

В процессе работы двигатель внутреннего сгорания испытывает серьезные нагрузки, из-за чего он перегревается. Чтобы избежать этого, на автомобили устанавливают систему охлаждения. Двигатель без системы охлаждения деформируется и выйдет из строя.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Она также охлаждает другие системы авто:

  • Моторное масло;
  • Масло в коробке-автомате;
  • Выхлопные газы;
  • Компрессор турбонаддува.

Также система охлаждения двигателя нужна для обогрева воздуха, который поступает в отопление салона, вентиляцию и кондиционер.


Типы систем охлаждения

Существует два способа остужения мотора – с помощью жидкости и с помощью воздуха. В некоторых автомобилях используется комбинация этих видов. На большинстве современных машин применяют комбинированное охлаждение, которое сочетает плюсы двух видов.


Жидкостная система

Эту конструкцию можно сравнить с отоплением в квартире – по трубкам протекает рабочая жидкость – теплоноситель. На старых автомобилях в этом качестве использовалась вода. Водяная система охлаждения двигателя замерзает зимой. Поэтому в новых авто используются специальные технические жидкости.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Воздушная система охлаждения

Главное преимущество – это простота обслуживания. Устройство системы охлаждения двигателя простое. Она представляет собой вентилятор, расположенный в непосредственной близости от мотора. Но минус такой конструкции в том, что вентилятор отбирает мощность от мотора и не охлаждает его полностью. Такое устройство не предполагает отведение тепла для обогрева салона.

Комбинированная система

В такой конструкции циркулирует вода или антифриз, которая охлаждает рабочие элементы. Жидкость же остывает благодаря потоку воздуха от решетки радиатора, а также вентилятору. Работа охлаждающей системы автомобиля обеспечивает нормальную температуру мотора и не допускает перегрева.

Устройство системы охлаждения

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Охладительная система автомобиля состоит из девяти деталей. Главными из них можно назвать термостат, насос, трубки охлаждения мотора и радиатор. Эти элементы присутствуют и в бензиновых, и в дизельных машинах. Следует рассмотреть все детали по отдельности.

Радиатор с жидкостью

Это резервуар для остывания технической жидкости. Его делают из меди, алюминия или сплава металлов. Сердцевина его состоит из сот или пластинок, по которым протекает жидкость. Устройство радиатора охлаждения двигателя предусматривает наличие внешних пластинок, которые ускоряют остывание. Также они повышают прочность радиатора.

Виды:

  1. Обычный предназначен для остывания мотора. Он соединен с вентилятором.
  2. Масляный необходим для остывания моторного масла.
  3. Емкость для отработанных газов. После взрыва топливной смеси нужно охладить отработанные газы.

Радиатор для масла

На каждом авто устанавливается обычный радиатор. Наличие остальных зависит от модели. При необходимости каждый водитель может провести доработку и установить емкость для охлаждения масла, если он чувствует, что это необходимо.

Патрубки

Сверху и снизу емкость имеет патрубки для потока жидкости. Через верхний течет нагретая вода от двигателя, через нижний уходит холодная.

Расширительный бачок

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

При работе мотора на полную мощность, сильно нагревается антифриз. Температура работающего двигателя достигает 90-105 градусов. В радиаторе проходит процесс кипения. Образуется пар, растет его давление, поднимается специальный клапан, чтобы пар вышел. После остывания пар превращается обратно в жидкость и стекает обратно. Для регулирования объема тосола, который меняется в процессе работы, в механизме устанавливают расширительный бачок.

Радиаторы могут не иметь заливной горловины, тогда антифриз доливают через горлышко расширительного бачка. На него наносят специальные отметки для определения уровня.

Вентилятор для нагнетания воздуха

Воздух через решетку радиатора недостаточно охлаждает антифриз. Поэтому все радиаторы оснащаются вентиляторами для снижения температуры. Они отличаются по типу работы:

  • Гидравлика – запускается технической жидкостью;
  • Механика – соединяется ремнем с коленчатым валом;
  • Электро – работает от генератора.

Новые системы охлаждения двигателя предусматривают установку электровентиляторов.

Центробежный насос

Именно насос (его еще называют помпа) запускает циркуляцию жидкости. Для автомобилей с турбонаддувом используется еще один центробежный насос для повышения КПД. Он нужен для остывания турбокомпрессора и воздуха в турбине.

Термостат

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Термостат контролирует количество и температуру антифриза в радиаторе. Он находится в патрубке, который ведет от мотора к емкости. При пуске авто клапан термостата опущен, и жидкость течет только между ним и головкой блока. Когда она разогревается, термостат открывается. В этом заключается основной принцип работы системы охлаждения.

Теплообменник отопителя

Эта емкость необходима для нагрева воздушного потока, который идет на нагрев салона автомобиля. Его устанавливают около патрубка, через который горячая жидкость течет от мотора к радиатору.

Рубашка

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Это система каналов в головке блока мотора и блоке цилиндров. Специальные полости вокруг цилиндров предназначены для охлаждения. По ним течет холодный антифриз, а вытекает уже горячий. Как циркулирует охлаждающая жидкость в двигателе, наглядно представлено на схеме.

Управление

За управление всеми механизмами отвечает ЭБУ. Он собирает информацию с датчиков температуры и управляет всеми элементами (например, включение и выключение вентилятора).

Принцип работы

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

При пуске мотора он сам и антифриз холодные. Для ускорения подогрева охлаждающая жидкость двигается по малому кругу. Схема системы охлаждения двигателя проста: жидкость течет от рубашки мотора к термостату и обратно.

По мере прогрева системы открывается термостат, и антифриз течет в радиатор. В него попадает горячая жидкость, остывает, и обратно к двигателю поступает уже холодный антифриз. Если он не успевает остывать, принудительно включается вентилятор. В этом заключается принцип работы системы охлаждения двигателя.

Отличия охлаждения мотора на бензине, дизеле и электричестве

Система охлаждения ДВС на бензине от дизельного ничем не отличается. Дизельный агрегат также имеет термостат, который открывается при прогреве системы. Антифриз течет в радиатор, а оттуда холодная жидкость идет к блоку цилиндров. После этого она поступает обратно в радиатор.

Система охлаждения электрических двигателей продумана не до конца. Каждый производитель устанавливает свои механизмы, например, масляные или водяные. Самый простой вариант – расположение аккумуляторов так, чтобы они остывали под потоком набегающего воздуха.

Основные неисправности в системе охлаждения двигателя

Неисправности этого механизма легко заметить по перегреву или переохлаждению. Схема охлаждения двигателя дает представление о частях, которые могут выйти из строя. Причины поломок:

  • Недостаточный объем антифриза;
  • Выход из строя насоса;
  • Неисправность двигателя вентилятора;
  • Поломка термостата;
  • Внешнее и внутреннее загрязнение радиатора;
  • Поломка парового клапана.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Если вы заметили, что мотор постоянно перегревается, сначала проверьте уровень охлаждающей жидкости. Помните, что открывать пробку расширительного бачка можно только после остывания системы, чтобы не получить ожоги. Если уровень недостаточный, следует проверить все трубки и патрубки на механические повреждения. Если вы заметили, что антифриз изменил цвет и стал коричневым, поменяйте его, а перед этим почистите радиатор.

Промывка радиатора своими руками

Со временем эта емкость накапливает грязь, отложения, ржавчину и накипь. Это снижает охлаждение двигателя. Поэтому рекомендуется периодически снимать радиатор и промывать его.

Как почистить радиатор Газели средством для промывки

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Можно легко проверить, есть ли грязь внутри радиатора. Чистая емкость прогревается равномерно. Если же какой-либо участок остается холодным, он забит грязью.

Чтобы почистить его, необходимо следовать алгоритму:

  1. Слить антифриз из системы.
  2. Залить воды и химического средства в пропорции по инструкции на упаковке.
  3. Запустить авто на 30 минут, слить смесь.
  4. Залить воду, запустить авто на 30 минут, слить воду.
  5. Залить смесь воды и средства для промывки, запустить авто на 30 минут, слить смесь.
  6. Налить воду, запустить авто на 30 минут, слить воду.
  7. Налить свежий антифриз.

Обычно эту инструкцию дает производитель на каждом средстве для очистки системы охлаждения. Такую чистку рекомендуется устраивать раз в 2-3 года, в зависимости от условий эксплуатации. Вместе с этим рекомендуется помыть радиатор снаружи.

Промывка системы охлаждения ВАЗ 2110 лимонной кислотой

Существуют народные методы очистки емкостей – лимонной кислотой, газированными напитками и другими сильнодействующими средствами. Алгоритм работы такой:

  1. В авто ВАЗ-2110 объем системы
    охлаждения составляет 7,8 л. Необходимо приготовить раствор 7 литров воды и 700 гр лимонной кислоты.
  2. Слить антифриз из системы и залить смесь.
  3. Включить мотор на 40 минут, можно проехать на машине.
  4. Слить раствор, залить чистую воду и прогреть авто.
  5. Повторить операцию с водой несколько раз.
  6. Налить новый тосол.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Помните, что кислоты эффективно борются с ржавчиной, а щелочи с накипью. Исходя из типа загрязнения, выбирайте чистящее средство.

Назначение системы охлаждения понятно всем – для эффективной работы мотору нужно остывать. Теперь вы знаете, как работает система охлаждения двигателя и как определить ее неисправности.

Свежее

Поделиться