Дроссельная заслонка: целевое назначение, основной принцип работы, 4 косвенных признака поломки
Фактически, дроссельная заслонка – это перепускной воздушный клапан, имеющий прямую связь с педалью акселератора. Его предназначение состоит в регуляции топливной подачи в камеру сгорания посредством изменения давления в подающих в нее массах (ими является воздух и топливо). Когда открывается дроссельный клапан, давление сравнивается по своему уровню с атмосферным, а во время ее закрытия образуется отрицательное давление. В своей работе дроссельная заслонка(ДЗ) тесно связана с усилителем тормозной системы, выполняют регулировку ее функционирования.
Устройство и основные элементы
ДЗ – пластина, имеющая округлую форму, она поворачивается под прямым углом. Это вращение представляет собой полноценный цикл закрывания/открывания. Находится данная деталь в металлическом корпусе, содержащем:
- регулятор холостого хода, сокращенно РХХ (есть не во всех агрегатах);
- привод, связывающий ДЗ с педалью акселератора;
- датчик-потенциометр.
Совокупность указанных частей составляет блок дроссельной заслонки. Предлагаем рассмотреть данные элементы подробней.
Регулятор холостого хода
Помогает поддержать необходимую для бесперебойного функционирования частоту и скорость вращения коленчатого вала при закрытой заслонке, стабилизировать обороты двигателя. Его главной задачей является регуляция процесса подачи воздуха в те моменты, когда мотор находится в режиме холостого хода. В этот момент подача осуществляется не через ДЗ, так как она открывается после нажатия на педаль акселератора.
Устройство РХХ: на корпус детали закрепляется шаговый электромотор, присоединенный посредством конусной подпружиненной иглы. Во время функционирования на холостых оборотах она играет роль поршня, регулирующего сечение воздуховода.
Привод
Осуществляется управление приводом дроссельной заслонки двумя способами:
- Механизированным;
- Электронным.
Простейший механический привод
Используется во многих раритетных автомобилях, например ВАЗах 2109, 2110, 2114 и т.д. В них ДЗ связана с педалью газа через трос, изготовленный из высокопрочной стали. Механическая дроссельная заслонка – одна из простейших разновидностей, имеет не сложное устройство, низкую стоимость, именно поэтому он до сих пор активно эксплуатируется в недорогих моделях автомобилей.
Электронный привод
Электронная дроссельная заслонка двигателя не имеет прямой связи с педалью газа. От этого не меняется принцип ее работы, однако устройство становится намного сложней.
Если максимально упростить наше объяснение, то оно будет звучать следующим образом: силу нажатия на педаль газа регистрирует датчик привода дроссельной заслонки, передающий информацию блоку управления двигателем, а угол наклона ДЗ определяет датчик ее положения, также информационно сопряженный с блоком управления. Эти показатели сопоставляются, и в соответствии с текущими нуждами двигателю передается команда на уменьшение/увеличение угла открытия.
Датчик дроссельной заслонки, определяющий ее положение
Клапан положения дроссельной заслонки находится в закрытом либо открытом положении. В каком из них он пребывает прямо сейчас, вам расскажет датчик положения — потенциометр.
Для диагностики состояния или замены потенциометра лучше обращаться к сертифицированным специалистом в сервисные центры.
Возможные неисправности
Причины некорректной работы ДЗ: ее засоренность, поломка потенциометра. При этом возникают следующие косвенные признаки неисправностей:
- Загорается лампочка-сигнализатор CHECK;
- При резком сбросе педали газа двигатель останавливается;
- При движении и наборе скорости силовой механизм работает рывками;
- Повышенные обороты на холостом ходу.
При поломке датчика положения дроссельной заслонки наблюдаются аналогичные неисправности. Для их выявления и устранения он нуждается в диагностике, которую можно выполнить в условиях автосервиса или самостоятельно.
При поломке датчика положения дроссельной заслонки наблюдаются аналогичные неисправности. Для их выявления и устранения он нуждается в диагностике, которую можно выполнить в условиях автосервиса или самостоятельно.
Ремонт потенциометра или регулировка его положения?
Избежать серьезных поломок вам поможет периодическая регулировка ДЗ. Ее ремонт практически не возможен, поэтому при неисправности эту деталь можно либо заменить либо отрегулировать.
Выполните определенную последовательность довольно простых действий:
- Переведите ДЗ в закрытое состояние, отключив зажигание.
- Обесточить потенциометр, проконтролировать свои действия можно мультиметром.
- Проверьте подачу питания. Когда вы убедитесь, что напряжения точно нет можно приступать к настройке и регулировке датчика. Для этого воспользуйтесь щупом 0,4мм в толщину расположенным между рычагом и винтом.
- Если напряжение не обнаружено, продолжаем проводить регулировку. Поворачивать привод ДЗ необходимо до тех пор, пока между клеммами не появится значение, указываемое в техдокументации на машину.
Чистка и промывка заслонки на инжекторе бензинового двигателя
Чистка дроссельной заслонки – необходимая периодическая процедура. Причиной загрязнений чаще всего становится масляная пыль, проникающая через систему вентилятора картера, а также ее мельчайшие частицы, пропускаемые даже фильтрами отменного качества. Смешивание этих субстанций приводит к образованию прочного налета, мешающего закрытию заслонки.
Чистить дроссельную заслонку надо, чтобы не происходили следующие проблемы:
- Активация коррозийных процессов, приводящая к разрушение элементов;
- Нарушение в функционировании механизмов;
- Быстрая поломка потенциометра.
Чтобы оперативно почистить дроссельную заслонку при малых загрязнениях чаще всего используют специальное средство (например, известный всем WD-40) или его аналоги. При особо тяжелых случаях загрязнения потребуется комплексная чистка дросселя.
Для этого вам потребуется снять дроссельную заслонку, освободить ее от резиновых уплотнителей и обработать упомянутым выше средством.
Ошибки в работе, адаптация после очистки
Бывает, что после чистки дроссельной заслонки плавают обороты, увеличивается расход топлива, обычно подобные ошибки пропадают после непродолжительной обкатки. Но если время идет, а ситуация не изменяется, рекомендуем откалибровать (адаптировать) положение ДЗ, ведь система продолжает подавать топливо по тем параметрам, которые были до очистки.
Цена чистки инжектора и дроссельной заслонки
Промыть дроссельную заслонку можно самостоятельно либо в условиях любого автосервиса. Их расценки на данную услугу не сильно кусаются, зависят в основном от сложности и степени загрязнения.