3 отличия антифриза от тосола
Работа двигателя обеспечивается эффективной работой системы охлаждения двигателя. Только номинально в качестве рабочей среды допускается использование воды. Для энергонасыщенных моторов на первое место выходит качество охлаждающей жидкости, сохранение своих свойств и уровня температуры на заданном уровне.
Назначение рабочей среды системы охлаждения
При воспламенении рабочей жидкости температура в области камеры сгорания достигает 2000 °С в бензиновом моторе. У дизеля этот показатель еще выше. Чтобы в результате теплового расширения двигатель не заклинил, в рубашке охлаждения постоянно обеспечивается циркуляция жидкой среды.
Таким образом, охлаждающая жидкость для авто обеспечивает своевременный отвод теплоты, переносит ее по системе, и отдает тепло в окружающую среду. Кроме того, среди вспомогательных функций в вопросе, что такое ОЖ, отмечают:
-
Прогрев всех компонентов двигателя до рабочей температуры на начальном этапе.
-
Поддержание необходимой температуры в салоне автомобиля через нагрев воздуха.
-
Обеспечение смазки водяного насоса.
-
Охлаждение масла в автоматической коробке передач.
-
Частичное охлаждение выхлопных газов.
Система охлаждения воздушного типа ввиду своей малой эффективности в двигателях внутреннего сгорания автомобилей практически не применяется.
Виды охлаждающей жидкости
Среди двух распространенных видов циркулирующих составов выделяют следующие виды охлаждающей жидкости: тосол и антифриз. Эти два состава отличаются не только компонентами, но и по своим характеристикам. Распространенный еще 15-20 лет назад тосол не в состоянии обеспечить эффективное охлаждение при экстремальных режимах работы двигателя. Кроме того, на рынке встречается большое число подделок, которые в большей степени отвечают требованиям по цвету, но не по заложенным характеристикам.
-
силикатные соединения;
-
нитриты;
-
нитраты;
-
фосфаты;
-
специальные добавки.
Специалисты указывают, что тосол, как охлаждающая жидкость в машине, является разновидностью антифризов. Но при этом две среды с разным составом не подлежат смешиванию.
Достаточно эффективно тосол работает в моторах с чугунными и медными элементами конструкции. Современные моторы, где чаще конструкторы используют сталь и алюминий, требуют более эффективного теплообмена.
Рабочая температура и другие характеристики тосола
Среди характеристик, которыми обладает охлаждающая жидкость для двигателя этого класса, выделяются:
-
Максимальная температура эффективной работы составляет +105°С. Даже при кратковременном превышении этого значения, жидкость не выполняет своих свойств, начинает разлагаться с выделением примесей. Примечательно, что входящий в основу тосола моно этиленгликоль представляет собой двух атомный спирт с температурой кипения 197°С. Однако в чистом виде, как охладитель, он использоваться не может по причине дороговизны, а также отсутствия других необходимых свойств. К примеру, имеет не высокую температуру замерзания – не более -13°С.
-
Минимальная температура застывания. На практике применяются следующие виды тосола: А-40М и А-65М. По сути, расшифровка первой аббревиатуры говорит о том, что перед нами этиленгликоль для системы охлаждения. Жидкость способна противостоять коррозии в системе, а цифра «40» указывает на температуру застывания жидкости в мороз.
-
При нагреве тосола в объеме увеличится охлаждающая жидкость на 10%. Это нужно учитывать при заполнении расширительного бачка.
-
Коррозионное действие на чугун, сталь – не более 1 г/м2 в сутки.
-
Низкая вспенивающаяся способность.
Преимущества и недостатки тосола
При работе мотора влияет охлаждающая жидкость и на защиту стенок металла от коррозии. Специальная пленка покрывает поверхность толщиной не более 0,5 мм. В то же время, эта пленка и затрудняет теплообмен между металлом и жидкостью. Это является причиной некоторых других недостатков:
-
не допущение использования для моторов с рабочей температурой более 105°С;
-
ограниченный ресурс между заменами – в среднем составляет 40 тыс. км пробега;
-
нестабильность свойств, что приводит к образованию побочных продуктов.
В случае необходимости пополнить жидкость для охлаждения двигателя водой, допускается использовать только дистиллированную жидкость в небольшом объеме. При первой же возможности весь состав в замкнутом контуре рекомендуется заменить. Следует понимать, что охлаждающая жидкость зимой не должна смешиваться, чтобы не понижать температуру застывания тосола.
Все отмеченные особенности демонстрирует охлаждающая жидкость мотора при условии обеспечения высокого качества. Подделка может легко вывести мотор из строя на любом этапе.
Производители тосола по маркам
Среди выпускающих компаний, которые представляют жидкость для охлаждения двигателя автомобиля актуального класса, будет называться производитель для вида тосола с температурой замерзания не менее -40°С:
-
-
Компания «Обнинскоргсинтез». Высокое качество продукции подтверждено международными сертификатами. В частности охлаждающая жидкость MAN является продуктом настоящего завода. Тосол ОЖ-40 имеет повышенную рабочую температуру до +115°С, и расфасован в емкости 1, 3, 5, 10, 20, 216 л. Цена литровой емкости составляет около 69 рублей, 10 кг – 610 рублей.
-
АО «Технеоформ». Является одним из основных поставщиков антифризов и ОЖ на конвейеры. В линейке продукции в качестве аналога тосола предлагается универсальный антифриз Coalstream Optima, предназначенный для использования в любых моторах. Характеристики жидкости соответствуют ОЖ-40. Тара – 1 (57 руб.), 5 (560 руб.), 220 кг.
-
Компания «Тосол-синтез» в линейке имеет тосол Felix-45 с ресурсом 120 тыс. км пробега. Расфасовка 10 кг предлагается по 710 рублей.
-
Предприятие ООО «Булгар-синтез» из Казани. Имеет расфасовку 1, 3, 4, 5, 10 и 216,5 кг. Оптовая цена за 1 кг упаковку начинается от 50 рублей.
-
Компания «И.С. Лаборатория» находится на рынке 20 лет. Цена 1 кг при расфасовке или в розлив от 64 руб./кг.
-
Какая жидкость получила название антифриз
При производстве охлаждающая жидкость антифриз получается путем использования карбоксилатной технологии. Это помогает исключить из состава все ранее перечисленные компоненты: нитраты, фосфаты и др. Основным компонентом выступает моноэтиленгликоль.
Защитная пленка, которую все равно образует антифриз системы охлаждения двигателя, значительно тоньше. Ее измеряют уже в Ангстремах, и показатель составляет всего 50 единиц против 1000 у тосолов. Покрытие образуется избирательно, только в точках вероятного коррозионного процесса.
Расходование самого ингибитора возможно только в случае борьбы с продуктами коррозии. Для защиты поверхностей от коррозии используются соли органических кислот. Поэтому, в случае эффективной зашиты поверхности, антифриз для охлаждения двигателя практически не расходуется. Увеличивается срок использования состава.
Рабочая температура и другие характеристики
Для отражения технических характеристик, которые демонстрируют низкозамерзающие охлаждающие жидкости, приведем результаты тестов для разных жидкостей класса антифризов. Возьмем марку SINTEC EURO
G11 и Lux G12 (для подержаных авто):
-
Температура начала кристаллизации – «-48°С» и «-42°С» соответственно.
-
Водородный показатель, pH – 7,9 и 7,8 по маркам.
-
Цвет – зеленый и красно-оранжевый.
-
Температура кипения – 105°С и 109°С соответственно.
Первый из составов рекомендован для нагруженных моторов, а марка G12 используется как основная многими российскими производителями. Многие технические центры для охлаждения двигателя используют при проведении ТО этот состав. Антифриз Lux G12 доказал свою эффективность в моторах с алюминиевыми блоками.
Преимущества и недостатки антифриза
Эффективное охлаждение автомобиля антифризом связано и с другими преимуществами:
-
широкий рабочий температурный диапазон;
-
сравнительно невысокая цена в сравнении с тосолами;
-
длительный срок службы;
-
отличная смазывающая способность, защитная функция от коррозии и высокая скорость теплообмена.
Определенные недостатки каждой марки антифриза определяет состав охлаждающей жидкости:
-
Силикатный слой жидкостей G11 со временем начинает разрушаться и выпадает в осадок.
-
Карбоксилатные присадки составов G12 начинают работать при появлении очагов коррозии. В качестве мер профилактики их рассматривать нельзя. В качестве альтернативы различные компании применяют присадки другой природы, получая модификации G12 с один или несколькими значками «+». В этом случае, определить какой антифриз залит в машине, получиться только на основании сведений производителя.
-
Составы G13 размешены на основе пропиленгликоля, и не столь ядовиты. Других отличий по принципу действия от марок G12 нет.
Состав на безводной основе
Безводные охлаждающие жидкости имеют в своей основе синтетические вещества (диолы) в сочетании с безвредными ингибиторами. В этом случае эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей имеют следующие отличия:
-
высокая температура кипения – до 194°С;
-
препятствует началу коррозийных процессов;
-
обеспечена работа под высоким давлением, что снижает нагрузку на отдельные детали двигателя;
-
одинаково эффективно охлаждает мотор в любых режимах работы.
Вряд ли дорогой состав уместно использовать в повседневных поездках.
Производители и цена красного и других видов
Среди производителей рассмотрим аналогичные компании с оценкой антифризов класса G12:
-
Компания «Обнинскоргсинтез». Антифриз последнего поколения LUX G12. Расфасован в емкости 1, 3, 5, 10, 20, 216 л. Цена емкости 5 л составляет 685 рублей.
-
Компания «Тосол-синтез» в линейке имеет антифриз Felix Carbox. Вариант фасовки – 1 (133 руб.), 5 (390 руб.), 10 (765 руб.), 220 кг.
-
Предприятие ООО «Булгар-синтез» имеет в линейке Antifreeze Carboxylic G12 в большой упаковке
-
Компания «И.С. Лаборатория» предлагает антифризы в виде концентратов в таре больших объемов.
Среди других производителей в магазинах активно представлены антифризы Castrol и Mobil.
Стоит ли смешивать тосол с антифризом
С учетом различной химической природы смешивание любых антифризов и тосола не допустимо. В первую очередь не стоит забывать про большую агрессивность тосола. Это способно нанести вред любым типам уплотнений, шлангам.
Кроме того, при смешивании агрессивное взаимодействие способно привести к выпадению отдельных присадок в осадок. Если в результате не циркулирует охлаждающая жидкость, обеспечить качественную промывку будет очень не просто.
Наибольшей проблемой является определение ранее залитого состава в систему. При оценке залитой жидкости в систему учитывайте, что единой классификации цвета антифриза не существует. Производители окрашивают жидкости с учетом недопущения их применения не по назначению, и руководствуются общей практикой:
-
голубой цвет – для тосолов;
-
от синего до сине-зеленого цвета – марка G11;
-
от оранжевого до сиреневого оттенка – марка G 12;
-
от фиолетового до розового оттенка – марка G13.
Если автомобиль приобретен не новым, то независимо от пробега, жидкость лучше поменять в системе полностью. Нельзя сказать, что специфический запах охлаждающей жидкости как-то поможет определить вид жидкости.
Когда нужна замена
Если про очередную замену все понятно, но неясно, как часто подлежит замене антифриз. Обычно производитель указывает этот интервал в характеристики жидкости. Для отдельных марок этот показатель составляет 5 лет или 250 тыс. км пробега. С учетом нулевого расхода, за этот период не понадобится жидкость и для доливки.
Не конфликтуйте с производителем авто. Если периодичность замены антифриза меньше, чем для самой жидкости, придерживайтесь меньшего пробега. Этот вариант лучше, чем плохая циркуляция охлаждающей жидкости в последующем.
Контроль температурного режима: датчик или цифровой измеритель температуры
Бытует мнение, что в результате выпадения в осадок присадок антифриза, нарушается температурный режим работы двигателя. Но как показал анализ различных марок, если владелец не допускал смешивания антифриза и тосола, или разных марок антифризов, проблем ждать не стоит. Достаточно провести визуальный контроль – потемнела охлаждающая жидкость или нет. Перегрев двигателя, скорее кроется в других причинах.