Всё об автомобилях

Датчик температуры двигателя: 10 минут диагностики и 5 минут ремонта

443

Согласованную работу всех механизмов современного автомобиля обеспечивает электронная система управления, которая получает исходные сведения от нескольких десятков измерительных приборов и контрольных датчиков. Информацию об исправности системы охлаждения мотора и текущее значение показателя температуры антифриза ЭБУ берет от датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТ ОЖ). ДТ ОЖ – это датчик, работа которого влияет на регулировку режимов двигателя, таких как обороты холостого хода, степень обогащения топливной смести и ряд других.


Принцип измерения температуры антифриза

Измерительным элементом ДТ ОЖ является термический резистор, установленный в неразборном корпусе из металла. Резистор изменяет электрическое сопротивление в зависимости от значения температуры рабочей среды. На холодном моторе элемент обладает высоким сопротивлением (3500 – 3600 Ом при +20 градусах), при нагревании антифриза сопротивление термистора снижается (240 Ом на моторе, прогретом до 90 градусов).

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

К резистору через токопроводящую пружину подводится напряжение около 5 вольт. На основании информации о температурном режиме мотора система управления определяет момент срабатывания основного вентилятора охлаждения. Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

На поверхность датчика нанесена наружная резьба для герметичной установки в систему охлаждения автомобиля. С противоположной стороны корпуса смонтирован разъем для подключения к электрической системе.


Где находится температурный датчик

Точное место расположения ДТ ОЖ на конкретном автомобиле указано в руководстве по ремонту. Также место установки ДТ ОЖ можно определить, исходя из общего принципа работы двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением. Антифриз отводит тепло, выделяемое при сгорании топлива, от блока двигателя и отдает его в окружающее пространство через радиатор.

Для достоверной оценки температурного режима мотора контрольный датчик охлаждающей жидкости должен иметь непосредственный контакт с антифризом и располагаться в самой горячей зоне. Чаще всего датчик температуры охлаждающей жидкости находится в одном из следующих мест:

  1. В верхней части блока двигателя со стороны маховика;
  2. На отводящем патрубке системы охлаждения между двигателем и термостатом;
  3. Непосредственно в корпусе термостата.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

На некоторых автомобилях установлены два измерительных устройства: основной ДТ ОЖ – на двигателе и дополнительный – на радиаторе. Дополнительный ДТ ОЖ предназначен для резервной активации вентилятора при поломке основного датчика, что позволяет избежать критического повышения температуры.

Также в контрольную схему может быть добавлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. По внешнему виду он похож на ДТ ОЖ, однако используется только для передачи информации о температуре антифриза на панель приборов. Если не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, то стрелка индикатора зависает в одном из крайних положений.


Возможные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

ДТ ОЖ – это довольно надежное устройство с длительным сроком службы. Однако существует ряд характерных неисправностей этого прибора, которые вызывают нарушения в нормальной работе силового агрегата машины:

  • искажение показаний ДТ ОЖ;
  • потеря прибором герметичности;
  • короткое замыкание положительного контакта прибора;
  • отсутствие контакта на соединительной колодке.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Причиной неправильных измерений является нарушение градуировки резистора, из-за чего ЭБУ получает информацию, несоответствующую фактической температуре мотора. Также неточность в показаниях может появиться при недостаточном количестве охладителя в системе.

Поломки электрической части измерительного устройства (замыкание или отсутствие контакта) вызваны обрывом проводки или окислением контактной группы.

Признаки неисправности температурного датчика ВАЗ 2110, 2114 и их модификаций

Если неисправен датчик температуры двигателя, то не срабатывает вентилятор радиатора и мотор начинает кипеть. Однако такая ситуация может возникнуть из-за неисправности самого вентилятора и его электропроводки, и поэтому она не является достоверным основанием для замены ДТ ОЖ.

Убедительные признаки неисправности ДТ ОЖ – это механические повреждения металла корпуса или следы коррозии, которые нарушают герметичность прибора.

На автомобилях с электронной системой управления информация о некорректном функционировании контрольных датчиков фиксируется в памяти контроллера и отображается на экране бортового компьютера (при его наличии). Расшифровка кода конкретной неисправности проводится с помощью диагностического оборудования.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Другие характерные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости: сверхнормативный расход бензина; высокие холостые обороты двигателя; неустойчивый запуск прогретого автомобиля.

Как проверить датчик температуры

Диагностика ДТ ОЖ состоит из двух этапов. Сначала проверяется исправность электропроводки. Для этого снимается контактная колодка, и подаваемое на разъем напряжение измеряется мультиметром на заведенной машине. Если проводка не повреждена, то на колодке ДТ ОЖ должно быть постоянное напряжение около 5 вольт.

Для диагностики самого ДТ ОЖ нужно демонтировать прибор с автомобиля.

Процедура проверки ДТ ОЖ проводится методом замеров сопротивления термистора при нагреве жидкости, в которую он погружен. Для этого понадобятся мультиметр (омметр), водонагревательный прибор (например, чайник) и термометр.

Щупы мультиметра с соблюдением полярности подключают к разъемам датчика, погруженного в холодную воду, и проводят замеры. Воду постепенно нагревают, и продолжают измерять сопротивление резистора. Значение сопротивления исправного ДТ ОЖ составляет 7300 Ом при температуре воды +5 градусов и снижается примерно на 25% при нагреве воды на каждые 5 градусов, достигая 177 Ом при температуре кипения воды.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Серьезное отклонение показаний от нормативных значений свидетельствует о нарушении градуировки термического резистора, следовательно, датчик
температуры охлаждения двигателя работает некорректно и требует замены.

Цена и порядок замены температурного датчика ВАЗ 2110 (16 клапанов)

ДТ ОЖ не подлежит разборке и ремонту, поэтому неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости требует его полной замены.

На Ладах 10 десятого семейства температурный датчик охлаждающей жидкости смонтирован на передней стороне термостата. В 16-клапанных двигателях рядом с ним установлен аналогичный датчик, подающий сведения о температуре на приборную панель.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Перед началом ремонтных работ нужно снять минусовую клемму с АКБ и слить часть охлаждающей жидкости, чтобы ее остаточный уровень находился ниже места размещения датчика.

Работы по замене ДТ ОЖ следует выполнять только на холодном двигателе, чтобы избежать термических ожогов. Для удобства доступа к детали рекомендуется демонтировать или отвести в сторону короб воздушного фильтра. Затем следует отжать фиксатор и отсоединить от прибора разъем электросистемы.

Датчик температуры двигателя вывинчивается из установочного отверстия с помощью накидного ключа или головки на 19 с трещоткой. На время ремонта отверстие в термостате следует закрыть ветошью или заглушкой, чтобы избежать попадания посторонних частиц в систему охлаждения.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

На резьбовую часть нового датчика наносится небольшое количество термостойкого герметика, после чего деталь завинчивается в посадочное отверстие.

В завершении датчик температуры охлаждающей жидкости подключается к разъему, и в систему доливается охладитель. Стоимость данной детали невелика и в среднем составляет от 100 до 300 рублей.

Свежее

Поделиться