Всё об автомобилях

ГАЗ 66 (290) — самый легендарный советский покоритель бездорожья, признанный всем миром

1 997

Легенда советского автопроизводства ГАЗ-66 является и по сей день востребованным не только для армейских целей, но и для путешествий, туристического движения, научно-полевых работ. Всё это благодаря его уникальным показателям неприхотливости, грузоподъёмности, а также разнообразию всевозможных модернизаций и усовершенствований, которые и выдвинули данный автомобиль на лидирующие места на многие годы и даже десятилетия. Грузовик в народе прозвали ласково «шишига» из-за его созвучия с цифрой 66. Только вдуматься, за всё минувшее время существования и выпуска была создано 965 941 автомобилей данной марки.


Рождение и развитие легенды

Грузовые автомобили, создаваемые в советском союзе в период с 50 до 70 года прошлого века могут поразить своими качествами прохождения в труднодоступные места, с казалось бы непроходимой местностью. Именно в то время послевоенное машиностроение вышло на новый уровень развития и конструктором Просвирниным А.Д была сконструирована машина газ 66.

В 1962 были и сотворены самые первые тогда ещё опытные модели этого грузового внедорожника, который стал новой веткой развития на базе ГАЗ-62 и ГАЗ-63. Показав отличные результаты при испытании, ГАЗ-66 начинает выпускаться с конвейера серийно уже с 64 года прошлого столетия, а через 48 месяцев получает в свой арсенал новую, уникальную для того времени, аппаратуру регулировки давления во всех колёсах.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

После проведения в средине 1966 г. автопоказа, называющегося «Современная сельскохозяйственная техника», автомобиль, получает свой первый грандиозный титул — золотую медаль. Впоследствии, уже через год, машина предстает перед глазами всего мирового сообщества на интернациональной выставке всевозможных новинок техники для народного и сельского хозяйства в Германии, а конкретнее в Лейпциге.

Где и произвёл фурор и завоевал уже вторую почётную золотую медаль. Советское правительство тоже не забыло покорителя плохих дорог и впервые за существование Советского Союза, автомобиль зарабатывает государственный знак качества, после чего ГАЗ-66 с гордостью экспортируется во все социалистические державы мира.

Не остановившись, на этом конструкторы предлагают использовать новый 66 ГАЗ для нужд армии, даже после распада Советской Империи он остаётся незаменимым средством передвижения для войск ВДВ и погранвойск.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

История серийного массового выпуска легендарной «шишиги» Горьковским автопроизводителем было остановлено в 1995 году. Последний же уникальный экземпляр данного грузовика выехал с конвейера 1 июля 1999 года под названием модели ГАЗ-66–40.


Модификации автомобиля на базе ГАЗ 66 и цели её применения

С рождения, легендарного грузовика, и до остановки производства ГАЗ 66 был представлен во множественных вариантах, так как нашёл широкое применение в вооружённых силах, в сельском и народном хозяйстве.

Основные выпускаемые заводом модели:

  • ГАЗ-66–1 ( с 1964 по1968) — модель считается основой для всех последующих версий;
  • ГАЗ-66А ( с 1964 по 1968) — версия с установленной мощной лебёдкой;
  • ГАЗ-66Б (с 1966) —присутствует регулируемая рулевая колонка (телескопическая), брезентовая откидная крыша с боковыми стёклами;
  • ГАЗ-66 Д ( с 1964  по 1968) — внедрение нового шасси, у которой существует КОМ (коробка отбора мощности предназначенная для приводов различного оборудования;
  • ГАЗ-66П — опытная версия тягача, к которому присоединены полуприцепы через специальный сцепной механизм;
  • ГАЗ-66Э — с защитой всего электрического оборудования, с помощью его тщательного экранирования;
  • ГАЗ-66–01 ( с1968 по 1985) — эта модель является базовой, с оборудованием для закачки сжатого воздуха в  колёса;
  • ГАЗ 66 11 ( с 1985 по 1996) — базовая усовершенствованная модель осовремененного образца;
  • ГАЗ-66–14 ( с 1985 по 1996) — содержит в себе помехоустойчивое эл. оборудование, и КОМ; «15» вариант данной модификации является только военным;
  • ГАЗ-66–16 ( с 1991 по 1993) — усовершенствованная версия в которой установлен двигатель ЗМЗ-513.10, Конструкторы доделали тормоза и усилили колёса, грузоподъёмность — 2,3 тонны;
  • ГАЗ-66–21 ( с 1993 по 1995) — модель применяется только для сельскохозяйственных работ, оснащена двускатной ошиновкой заднего моста, а также деревянной платформой, обладает повышенной грузоподъёмностью и весит 3500 кг;
  • ГАЗ-66–31 — устанавливаются специальные спец шасси для самосвалов;
  • ГАЗ-66–41 — установлен дизельный мотор ГАЗ-544 без турбонадува;
  • ГАЗ-66– 40 — стоит турбодизель ГАЗ-5441;
  • ГАЗ-66–96 — установлено уникальное шасси для применения авто для перевозки пассажиров, даёт возможность применять его как вахтовый автобус;
  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Некоторые модели, такие как ГАЗ-66–81 и 91 выпускались специально для отправки на экспорт, в государства с умеренным и тропическим климатом соответственно.
Для военных целей выпускаются заводом автомобили узкого специального направления, например:


Технические характеристики и размеры

Технические характеристики ГАЗ 66 (ТТХ) даже по сравнению с аналогичными современными автомобилями являются сравнительно неплохими. В длину размеры базовой версии автомобиля составляют 5805 мм, а в ширину 2322 мм, при колёсной базе 3300 мм.

Грузоподъемность газ 66 составляет до 2 тонн, однако, максимально перевозимый вес достигает 5,9 тонны. Отличный дорожный просвет равный 31,5 см обеспечивает дополнительные бонусы при езде по бездорожью и по труднодоступным местам.

Он даже брод глубиной 800 мм может пересечь, конечно же, не без участия раздаточной коробки, у которой существует пониженная передача, и даже отключаемый мост, что для того времени является достижением.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Двигатель, раздатка, компрессор и рулевое управление и их особенности

Двигатель ГАЗ 66 в основном устанавливался бензиновый с восьмью цилиндрами и карбюраторной подачей топлива, бензиновые марки, рекомендованные для него, не являются высокооктановыми АИ-76 или же АИ -80.

При этом мощность движка составляет 115 л.с хоть и по нынешним меркам этой мощи маловато, но «шишига» в те годы и с ней умудрялась показывать чудеса проходимости. Рабочий объём двигателя 4254 см кубических. Модернизация установкой дизельного двигателя осуществлялась очень редко. Коробка передач, которая имела всего 4 скорости, поставила жирный плюс в проходимости автомобиля.

Хотя водители, управлявшие этим авто утверждают, что кулиса не очень удобная и часто при переключении передач руки получают травмы о детали кузова. Расход топлива ГАЗ 66 тоже является существенным недостатком, но ведь в советские времена проблем и недостатка горючего не ощущалось, у конструкторов на кону были другие приоритеты.

Зато существует возможность установки двух баков топлива. Объём бака 105 литров топлива и его хватает более чем на 800 км.

Кабина ГАЗ 66 размещена над двигателем и имеет, так называемый, бескапотный вариант. Именно благодаря этому положению, а также и высоте установки её, достигается хорошее обозрение для управления автомобилем. Однако это имеет один недостаток — залезть в кабину достаточно проблематично, да ещё и отсутствует специальная подножка для удобства.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

За подкачку и поддержание нужного давления в колёсах «шишиги» смонтирован компрессор. Компрессор ГАЗ 66 считается достаточно надёжным узлом всей серии этих автомобилей. Эта особенность стала незаменимой при передвижении по скалистой местности где давление в шинах ГАЗ 66нужно постоянно регулировать.

Газ 66 с версией кузова кунг

Кунг на ГАЗ 66 или же если полностью то кузов унифицированного нулевого габарита выполнен как шаблонный каркасно-металлический кузов-фургон, который собран из металлических швеллеров и уголков, изнутри они пропитаны были лаком. Такой кузов имел свой срок службы, для эксплуатации его в военных силах советского союза — это 15 лет. Вес кунга оборудованного лебёдкой в снаряжённом состоянии составляет 4540 кг. Именно такой вид кузова установлен на легендарную модель ГАЗ-66–11.

Управляемость ГАЗ-66 не удовлетворяет некоторых водителей, так как после движения на таком автомобиле очень устают руки при вращении рулевого колеса, хоть и имеется гидроусилитель.

Особенно это ощущается на дорогах с хорошим покрытием в зимнее времена года. При езде по бездорожью на низкой скорости таких явно выраженных проблем нет.

Хотелось бы выделить следующие преимущества данного советского вездехода:

  • Система подкачки всех колёс;
  • Широкие возможности тюнинга и изменения назначения машины;
  • Минимальные затраты на ремонт и обслуживание;
  • Надёжность и простота комплектующих деталей.

Консервация автомобиля на газу и с кузовом самосвал

Так как ГАЗ-66 является автомобилем, который уже снят с производства, то можно встретить на современном рынке автомобили после его консервации. Консервация машины, особенно с кузовом типа самосвал или с переделкой под горючий газ имеет ряд индивидуальных мероприятий:

  1. Для предотвращения появления ржавчины все металлические части необходимо обработать специальным консервантом;
  2. Технические жидкости, а также газ из баллонов удаляются;
  3. Снимаются все колёса;
  4. Выхлопную трубу плотно закрыть тряпкой или специальной пробкой;
  5. Аккумуляторная батарея должна быть снята;
  6. Машина выставлена должна быть на спец колодки.

Проблемы, связанные с подальше эксплуатацией таких автомобилей, заключаются в пересыхании прокладок и резинок ходовой, однако, это можно считать несущественной заменой и ремонтом.

Каждый год законсервированный автомобиль нуждается в обязательной проверке, во время которой все жидкости заправляются, после чего проверяется работоспособность всех систем, особенно машин, оборудованных самосвальным механизмом, они проверяются на опрокидывание кузова.

Мосты ГАЗ 66 и установка на него дизель двигателя

После появления данной машины и её уникальных, но и простых по конструкции мостов, многие водители не раз удивлялись её проходимости, ведь даже после малейшего тюнинга и  изменения клиренс ГАЗ-66 имеет величину аж в 31, 5 см.

Преодоление брода почти в метр для него простая исполнимая задача. Передний мост может быть отключен водителем, а задний выполнен из двух полуосей, которые приводятся в процесс движения специальным редуктором или же дифференциалом.

Интересно что и задний и передний мост имеет абсолютную схожую главную передачу, а редукторы разнятся только лишь наличием маслоотводящего кольца на шестерне основной передачи.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Иногда на шишигу устанавливался и дизельный двигатель белорусского производства Д-245,9 или же Д-144 (Владимирец). Второй вариант двигателя зачастую устанавливался на автомобили выполняющие сельскохозяйственные работы, хоть и был разработан первоначально для установки на трактор.

Д-144 имел только воздушное охлаждение что и зачастую. Установка дизельного двигателя выполняется как подкапотная, в отличие от бензинового мотора, который устанавливался только в подкабиновом пространстве.

Цена на покорителя дорог и его запчасти

Как указывалось выше ГАЗ-66 уже с 90 годов не выпускается как серийный автомобиль, но средняя цена на него считается реальной около 400 тыс. рублей, особенно это касается машин, оборудованных кунгами. Расход топлива данного внедорожника в наше время является существенным недостатком, который влияет на цену.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Перебивает эту отрицательную сторону только масса плюсов ттх. Можно также выразить одну тенденцию, что бортовые авто такой модели можно приобрести почти вполовину дешевле. Запчасти обычно покупаются и устанавливаются оригинальные, но возможно и аналогичные от других марок схожих по характеристикам и креплению.

Со временем данный автомобиль всё-таки выйдет из обихода и будет продаваться как раритетная модель для любителей и ценителей советских покорителей машин прошлого века.

Свежее

Поделиться