Всё об автомобилях

7 причин гула в подшипнике ступицы

1 248

Ступичный подшипник снижает трение при вращении колеса. В норме эта деталь автомобиля должна крутиться совершенно бесшумно – но иногда водителя начинает волновать странный гул, раздающийся со стороны ступицы. В чём причина этого звука – и что можно сделать, чтобы избавиться от гула?


Какие бывают подшипники?

Прежде всего, разберёмся, что собой представляет подшипник ступицы, и какие его разновидности используются на автомобилях.

Ступица – это деталь, которая соединяет между собой вращающееся колесо и неподвижную или поворотную ось, на которой это колесо крепится. Для того, чтобы обеспечить вращение, во всех современных машинах используются подшипники качения – без них сила трения либо вообще не дала бы колесу провернуться, либо очень быстро стёрла бы ось в порошок.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Конструкция этого узла очень проста: он состоит из двух колец, между которыми находятся катящиеся элементы (шары или цилиндры). С боков кольца прикрываются сепараторами – поверхностями, удерживающими тела качения внутри, а заодно и защищающими узел от повреждений. Однако несмотря на общую в целом конструкцию, существует не один вид подшипника ступицы. Используемые узлы можно классифицировать по разным признакам:

  1. По виду элементов качения – шариковые и роликовые. Роликовые в свою очередь могут делиться на конические и цилиндрические, хотя последние встречаются реже.
  2. По количеству рядов качения – однорядные и двухрядные (HUB). Однорядный подшипник на ступицу сейчас можно встретить только на очень старых автомобилях. В свою очередь HUB делятся на несколько поколений, различающихся некоторыми деталями конструкции (количество и размещение фланцев, способы крепления, наличие или отсутствие датчиков для АБС и т. д.).
  3. По направлению переносимой нагрузки – радиальные, упорные и радиально-упорные.
  4. По габаритам. Размеры ступичных подшипников различаются на разных моделях – и «не родная» деталь может просто не встать на штатное место.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger


Что должен содержать новый подшипник ступицы колеса?

Конструкция ступичного подшипника различается в зависимости от того, на какое колесо он устанавливается. Обычно передняя деталь для заднеприводных машин имеет следующее устройство:

  • внешняя обойма;
  • внутренняя обойма;
  • роликовая кассета;
  • сальники, защищающие кассету от загрязнений.

В ступице такой узел закрепляется с помощью упорной шайбы, которую в свою очередь фиксирует гайка. Чем выше натяжение, тем плотнее прижимаются роликовые элементы. Благодаря этому можно регулировать ступицу, убирая её люфт.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Конструкция заднего подшипника в принципе та же самая. Однако есть некоторые различия:

  1. Сальники являются конструктивным элементом и ставятся ещё на заводе-изготовителе. Поэтому подшипники герметичны и не нуждаются в смазке – только в замене.
  2. Элементы качения – обычно ролики или конусы. Связано это с тем, что нагрузка на заднюю ось обычно выше – а у роликов, в отличие от шариков, больше площадь контакта с обоймой.

Эксплуатация задних ступичных подшипников несколько проще. Связано это с тем, что там нет необходимости в поворотных кулаках – и, соответственно, подшипник ступичный находится сзади под совсем другими нагрузками. нежели спереди.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger


Устранение люфта и ремонт подшипников передних и задних колёс

Из-за разницы в конструкции обслуживание и ремонт ступиц различается для передних и задних колёс. Проще всего устранять люфт на переднем подшипнике, если он допускает возможность регулировки. Для этого достаточно подтянуть с нужным усилием фиксирующую гайку. Однако для этого необходим либо опыт, когда руки помнят, какую силу нужно прилагать, либо динамометрический ключ. Дело в том, что если приложить чрезмерное усилие, подшипник начнёт перегреваться и быстро разрушится.

  1. Из ямы или с подъёмника без демонтажа поворотного кулака. Этот способ удобен тем, что не надо будет заново регулировать развал колёс.
  2. С демонтажем кулака. В этом случае с поддомкраченного автомобиля удаляется сначала вся ступица вместе с поворотным кулаком. Затем аккуратно ступица сбивается с подшипника, удаляется стопорное кольцо. Съёмник зажимается в тисках, удаляется подшипник, запрессовывается новый, кольцо ставится на место. Поворотный кулак ставится на ступицу, постукиванием по внутренней обойме подшипник вгоняется до упора. После этого узел монтируется обратно. При использовании этого способа важно заранее отметить, в каком положении находятся регулировочный болт и кулак – а затем при сборке нужно добиться, чтобы отметки совпали.
  3. С полным демонтажем всей стойки. Это самый трудоёмкий способ, и обычно он применяется в том случае, если помимо подшипника нужно что-то поменять или отрегулировать в самой стойке.

А вот как установить подшипник ступицы на заднее колесо взамен неисправного:

  • Демонтируются тормозной барабан и колодки.
  • Отворачивается гайка ступицы.
  • Ступица аккуратно сбивается с цапфы.
  • Демонтируется стопорное кольцо и пыльник.
  • Запрессовывается новый подшипник.
  • Пыльник и кольцо ставятся на место.
  • Ступица ставится на цапфу.
  • Диск и барабан тормозов ставятся на место, тормоза прокачиваются и регулируются.

Важно помнить: при замене должен использоваться специальный съёмник. Выбивать эту деталь молотком – лучший способ привести узел в негодность. После этого может потребоваться полная замена ступицы.

Кроме того, нужно помнить правило: «Ступица любит пару». Обычно подшипники выходят из строя одновременно на правом и левом колесе – и менять их лучше тоже одновременно.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Почему на скорости гудит подшипник ступицы?

Обычно подшипник вращается беззвучно. Однако случается, что при движении машины начинает возникать странный гул, идущий со стороны колёс. Это – признак того, что подшипник сработался, и предстоит замена подшипника ступичной оси.

Причин для возникновения этого звука несколько:

  1. Если узел регулируемый – то может быть перетянута или недотянута гайка. В этом случае элементы качения слишком сильно зажаты обоймами и издают гул под нагрузкой – либо, напротив, люфтят и стучат по кольцу (а частые удары на скорости могут сливаться в равномерный гул). Регулировка может помочь, но ненадолго – лучше сразу организовать замену.
  2. Естественный износ. Вечных деталей нет, и подшипники – не исключение. Как бы хороша ни была сталь и какая качественная ни применялась бы смазка – рано или поздно узлу приходит конец. В норме срок службы подшипника может быть сравним со сроком эксплуатации всего автомобиля, но здесь слишком много дополнительных факторов.
  3. Заводской дефект. Если производитель допустил брак, один или несколько роликов могут начать разрушаться раньше времени.
  4. Исчезла смазка. Если сальник ненадёжно закреплён, то смазка может вытечь, либо внутрь попадёт вода (например, при езде в дождь или по мокрой дороге). При работе «в сухую» шарики или ролики начинают греться, гудеть – а затем и разрушаться.
  5. Произошло загрязнение, и внутрь детали попала металлическая стружка, песок, окалина или что-то подобное. Опять-таки это связано с неплотно закреплённым сальником.
  6. Неправильная установка подшипника после его замены.
  7. Механическое повреждение – например, удар по колесу при ДТП.

Как бы то ни было, посторонний гул при движении, особенно усиливающийся при поворотах – верный признак того, что пора заняться ступицей вплотную.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Как определить неисправность и узнать, какой узел гудит?

Проблема с гулом ступицы часто состоит в том, что непонятно, откуда конкретно раздаётся звук. Поэтому требуются особые меры, чтобы разобраться с проблемой. Чаще всего требуется диагностика переднего ступичного подшипника, однако шум может раздаваться и сзади.

Проводится диагностика подшипника передней ступицы следующим образом:

  1. Во время движения нужно сделать несколько поворотов. Если гул усиливается при повороте налево – вышел из строя правый узел, если наоборот – соответственно, правый. Напротив, поворот в ту сторону, где стоит неисправный подшипник, снижает обычный гул.
  2. Подняв машину на домкрат или подъёмник, нужно несколько раз с силой провернуть колёса, слушая при этом звуки и отмечая, есть ли люфт. Если колесо вращается
  3. На подвешенном колесе нужно сначала дёрнуть за верхнюю и нижнюю точку, затем – за правую и левую. Исправный подшипник этого сделать не позволит, но если колесо качается – узел пора менять. Однако этот метод плох тем, что на переднеприводных авто возможно, что люфт возник из-за того, что вышла из строя рулевая рейка. Тогда лучше обратиться к специалистам на СТО.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Как можно ездить на неисправном подшипнике: последствия – за свой счёт

У автомобилистов часто возникает вопрос: ну, вот гудит подшипник – и что? Может быть, удастся протянуть сотню-другую километров? На самом же деле гул означает, что требуется как минимум диагностика – причём лучше всего в СТО: неопытный водитель рискует пропустить опасные признаки.

Что же до езды – то ездить некоторое время можно. Ступица состоит из нескольких деталей, и даже неисправный подшипник сразу её из строя не выведет. Однако неисправность эта чревата тем, что узел в любой момент может разрушиться – и без тщательной проверки нельзя определить, когда это произойдёт. Выход же из строя приводит к тому, что автомобиль «клинит», он замирает на дороге – или и вовсе его выбрасывает с трассы.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Поэтому любому водителю, который слышит гул от колёс, следует немедленно озаботиться ремонтом. Промедление здесь может стоить жизни – как самого автомобилиста, так и других участников дорожного движения.

Свежее

Поделиться