3 важных элементов рулевого управления автомобилем, принцип работы
Рулевое управление предназначено для обеспечения маневров транспортным средством. Его конструкция определяет безопасность движения, а также влияет на степень утомляемости водителя. Система позволяет осуществлять движение по выбранной водителем траектории.
Назначение рулевого управления автомобиля
Управляя транспортным средством, водитель должен контролировать положение своего транспортного средстваотносительно дороги и других участников дорожного движения.
Чтобы изменить направление маршрута, совершить манёвры или заехать на парковочное место, необходимо сменить режим или тенденцию движения, что обеспечивает устройство рулевого управления.
Система является важнейшей частью любого транспортного средства.
Рулевой привод служит также для исключения бокового скольжения всех колёс при повороте, а также помогает стабилизации управляемых колёс, выражаемой в возврате прямолинейного движения транспортного средства после прекращения приложения водителем усилия.
Устройство
Схема рулевого управления, несмотря на кажущуюся сложность, отличается простотой. Оптимальность конструкции, объединяющей несколько узлов и агрегатов, обеспечивает надёжное функционирование системы управления.
Система состоит из трёх основных элементов:
- Специальный механизм, который преобразует вращательные движения в поступательные перемещения приводных деталей.
- Колонка, идентифицирующая передачу сигнала, поступающего от руля в результате его вращения.
- Привод, доводящий управляющие функции до управляемых колёс.
Разобравшись с рулевой колонкой, можно понять, что она состоит из нескольких шарнирных соединений, элементы которых изготовлены из высокопрочной стали. Они размещены в пластиковом корпусе.
Применяемые виды устройств для различных моделей авто
Рулевой механизм обеспечивает управление колёс, без чего невозможно управлять транспортным средством. На легковых автомобилях элементы рулевого механизма отвечают за управление колёс передней оси.
Для обеспечения лучшей управляемости машины за счёт полного контроля над ней применяются полноуправляемые системы, в которых передние и задние колеса за счёт подсоединения к механизмам отклоняются на нужный угол.
Расположение рулевого управления может быть с правой или с левой стороны. Система также классифицируется по способу поворота транспортного средства, который может быть представлен поворотом колёс, складыванием элементов, торможением или вращением колес одного борта. Управляемые колёса могут быть расположен на одной или на обеих осях.
Принцип работы
Различают несколько видов рулевых механизмов: реечный, червячный и винтовой.
Червячный вал рулевой рейки применяется для транспортных средств, характеристики которых предусматривают повышенную проходимость. Обычно у таких авто зависимая подвеска управляемых колёс.
Принцип работы рулевого управления заключается в воздействие на руль усилия, которое способствует изменению траектории движения. Баранкой называют рулевое колесо автомобиля по народному. Её поворот вызывает изменение положений рулевых тяг, и рычагов подвески, которые связаны между собой шарнирами.
С помощью рулевого вала происходит соединение колеса с механизмом. На практике часто используются шарнирные механизмы по причине обеспечения сохранности водителя в случае аварии.
Система рулевого управления с гидроусилителями
Рулевые приводы с гидроусилителями предназначены для мобильного управления транспортным средством. Механизм позволяет оперативно среагировать на распоряжение водителя сменить траекторию движения.
Основным элементом механизма гидроусилителя является насос, активация которого происходит от коленчатого вала. Распределитель нагнетает под высоким давлением масло, нагнетаемое из бачка. Он чувствителен к применяемому усилию водителя на руле, и в результате этой идентификации дозированно помогает управлять колёсами.
В червячный вал встраивается следящее устройство. Рулевое управление автомобиля с усилителем системы бывает нескольких видов, отличающихся принципом активации и функционирования все системы.
В настоящее время, большинство современного транспорта оборудуется гидравлической системой. Рабочая жидкость в ней представлена гидравлическим маслом. Оно сохраняет свои рабочие параметры при различных температурных значениях. Небольшой насос, функциональность которого активируется от коленвала двигателя через ременную передачу, качает масло в замкнутом круге, что упрощает процедуры маневрирования автомобиля по дорожному полотну.
Основные причины неисправности
Устройство системы управления автомобиля, как и все его механизмы, подвержены поломкам.
Системе могут нанести ущерб, события неблагоприятного характера , такие как:
- неправильная эксплуатация транспортного средства, выраженная в агрессивном стиле езды;
- некачественное покрытие дороги, наличие выбоин и неровностей;
- установка запчастей неоригинального производства при проведении процедуры их замены;
- некомпетентное проведение ремонтных работ ;
- несвоевременное обслуживание;
- превышение срока эксплуатации оборудования.
Возникшие неполадки с системой управления авто в процессе движения транспорта, могут стать причиной аварий. Поэтому следует прислушиваться к признакам, которые относятся к предвестникам неприятностей.
Виды поломок и их признаки
Для системы управления транспорта характерны определённые поломки, каждой из которых предшествуют определённые признаки. Необходимо:
- Менять шарнир рулевого механизма, если во время движения слышен стук.
- Настраивать колёса, если ощущается пульсация рулевого колеса.
- Менять настройки колёс, производить замену составляющих элементов рулевой тяги или подшипника колонки при биении в колесе.
- Производить замену наконечников тяги, если люфт превышает величину в 10 градусов.
Диагностика и техническое обслуживание
Чтобы исключить проблемы с системой управления авто, следует кроме запланированного технического обслуживания проводить регулярный осмотр автомобиля на предмет выявления неполадок в системе управления.
Проверка люфта должна проводиться регулярно. При этом водитель может довериться своим ощущениям или воспользоваться возможностями люфтометра. Рекомендуется проверять систему на предмет отсутствия заеданий.
В процессе технического осмотра, проводимого на транспортном средстве впервые, необходимо оценить состояние гидроусилителя. Если масло в системе не достигает регламентируемого уровня, то его необходимо до него долить до него. Подлежит проверке картер рулевого управления. Проводиться диагностика затяжки клиньев. Чтобы проверить шплинтовку и цапф, следует смазать рулевые тяги.
Второй и последующий технический осмотр включает в себя сложный диагностический комплекс, который сложно реализовать без специализированного оборудования, а также профессиональных навыков. Поэтому, объективным решением будет для этих целей обратиться за помощью в сервисный центр.
Проверка допустимого суммарного люфта
Суммарным люфтом автомобиля называется угол рулевого управления, на которое оно отклоняется при повороте руля до момента поворота колёс.
Важность исправного рулевого управления
Любое транспортное средство относится к категории источника повышенной опасности, поэтому, чтобы предотвратить неприятности, связанные с авариями и их последствиями, рекомендуется его содержать в исправности и постоянно контролировать техническое состояние.
Поскольку, основное назначение рулевого управления заключается в предоставлении водителю возможности маневрированного управления машиной, то исправное состояние системы обеспечит водителю уверенность и безопасность, которая, кстати, важна не только для него, но и для пассажиров.
Безопасное рулевое управление упомянуто и в правилах дорожного движения, которые запрещают эксплуатировать авто при выявлении неисправности системы управления, люфтов, при подтекании масла в рейке из-под пересохших сальников, а также наличия постоянных шумов.
Стоит отметить, что исправность системы управления авто оказывает немаловажное влияние на состояние шин, которые в идеальном случае должны изнашиваться равномерно, чтобы избежать впоследствии кидания транспортного средства по дороге и возникших сложностей в управлении даже после устранения проблем в системе управления.