7 отличий стойки от амортизатора
Закупая в автомагазинах запчасти для ремонта, многие автовладельцы искренне считают, что понятия «стойка» и «амортизатор» – это одно и то же. Потом они же часто негодуют, что продавец им «пытается всучить» совсем не то, что нужно. Разберемся же, чем стойка отличается от амортизатора.
Передние и задние амортизаторы: как устроены и зачем нужны?
Прежде всего нужно определиться с тем, чем вообще является амортизатор. Это устройство, призванное смягчать удары, приходящиеся на подвеску, а также гасить вертикальные колебания. Сам по себе он состоит из следующих частей:
- Рабочий цилиндр.
- Поршень, двигающийся внутри цилиндра.
- Наполнитель – либо только гидравлическая жидкость, либо жидкость, в определённой пропорции смешанная с газом.
Принцип действия этой детали очень прост: любое вертикальное перемещение подвески передается на шток поршня. Поршень, двигаясь в цилиндре, пытается сжать жидкость. Под давлением она либо через клапаны перетекает из внутренней колбы во внешнюю – либо просто сопротивляется сжатию. В результате полученная извне энергия вертикального перемещения постепенно расходуется, а колебания – соответственно гасятся.
По конструкции своей амортизатор во многом похож на насос – или даже на рабочий цилиндр ДВС. Вот только в отличие от насоса жидкость никуда из камеры не поступает, а в отличие от цилиндра в моторе не давление превращается в работу – а напротив, работа (перемещение штока) в давление, а затем в нагрев газа и жидкости в колбе амортизатора.
Что такое стойка: предназначение и конструкция
А что такое стойка автомобиля? Строго говоря, так надо называть узел, соединяющий кузов и колёса. Стойки амортизаторов нужны, чтобы не только обеспечивать вертикальную и горизонтальную стабилизацию кузова, но и сохранять целостность всей конструкции подвески.
В частности, передние стойки амортизаторов включают в себя:
По сути, амортизаторные стойки – это те же амортизаторы, но обвешанные дополнительными деталями. Они целиком заменяют верхний рычаг и шаровую опору. Собственно, из-за этого не всегда возможна их установка: крепление стойки амортизатора может не подходить тем машинам, где предусмотрена отдельная установка пружин и амортизаторов.
Схематично: в чем принципиальное отличие стоек от амортизаторов?
Для простоты покажем отличие амортизатора от стойки в виде сводного списка:
- Амортизатор – лишь одна деталь, стойка же – целый узел подвески, соединяющей колёса с кузовом автомобиля.
- Амортизатор гасит лишь вертикальные колебания. Стойка же удерживает и горизонтальные.
- Амортизатор крепится через сайлентблоки, минуя поворотное устройство. Стойка же прикрепляется к нему напрямую.
- Поломка амортизатора – серьёзная неисправность, однако доехать до сервиса или гаража, где будет проведена замена амортизатора передних стоек, вполне возможно. Если же вышла из строя стойка – двигаться на автомобиле уже не выйдет, нужно вызывать эвакуатор.
- Стойка обычно дороже и требует более внимательного обслуживания. Отчасти это компенсируется качеством и долговечностью: несмотря на свою цену, этот узел обычно служит дольше традиционного амортизатора.
- Кожух и поршневой шток в стойке всегда мощнее, поскольку должны выдерживать большие нагрузки.
- Обе детали используются в разных конструкциях подвески.
Разница в использовании стойки амортизаторов и одного амортизатора
Но если разница настолько незначительна – то зачем нужны стойки амортизатора? Ведь отечественная «классика» (то есть автомобили ВАЗ моделей с 2101 по 2107) обходилась без них.
Дело в том, что здесь уже проявляется разница в самой конструкции подвески. Отдельные амортизаторы в привычном для большинства автомобилистов виде используются в подвеске на двойных рычагах. Это старое проверенное решение, обеспечивающее отличную кинематику и постоянство колеи (недаром именно такой вариант обычно используется даже на гоночных болидах). Однако у него есть определённый недостаток: такая подвеска не слишком технологична. Она состоит из отдельных деталей, и потому монтируется и обслуживается порознь.
Амортизационная стойка передней подвески же более характерна для «макферсона» или «качающейся свечи». Этот вариант был разработан американским инженером Макферсоном ещё в 40-х годах, а выпускаться начал с 50-х. Подвеска Макферсона удобнее при сборке автомобилей: как правило, стойку тут изготавливают отдельно на специализированном конвейере, а затем лишь крепят по месту, что экономит и время, и труд сборщиков. Кроме того, в этом случае хоть и используются передние разборные стойки амортизаторов, но при неисправности удобнее заменить весь узел в сборе.
Однако у «качающейся свечи» есть и свои недостатки. Она очень не любит плохих дорог, и при повышенных нагрузках быстро выходит из строя. Кроме того, кинематическое решение здесь оказалось не слишком удачным. Хотя подвеска и выполняет свои функции, делает это она хуже, чем в варианте с двойным рычагом.
Однако, не смотря на это, дешёвая и компактная «свеча» активно используется в производстве легковых автомобилей. Особенно часто она используется на переднеприводных автомобилях. Здесь главным достоинством выступает как раз компактность, из-за которой можно разместить под капотом и двигатель, и коробку.
Ремонт и замена стойки и амортизатора
Как и любой другой узел, стойки и амортизаторы нуждаются в обслуживании, ремонте, а при необходимости – и в замене.
Прежде всего, необходимо определить, что с этой деталью что-то не так. Проблема тут в том, что амортизатор обычно выходит из строя постепенно. Особенно этим отличаются газовые конструкции: как бы ни был хорошо пригнан сальник, постепенно закачанный под высоким давлением газ понемногу стравливается в атмосферу – и однажды владелец машины обнаруживает, что демпфирующие свойства полностью исчезли. Однако регулярно требуется обслуживание и ремонт газомасляных амортизаторов.
Итак, на что необходимо обратить внимание:
- Стук или скрип в подвеске.
- Подтекание гидравлической жидкости.
- Покачивание автомобиля при нажатии на крыло или на багажник. Проверка очень проста: нужно всего лишь навалиться своим весом на автомобиль, а затем отпустить его. Если он слишком свободно раскачивается – значит, амортизатору пришёл конец, и теперь он работает лишь как направляющая для пружины.
Затем необходимо определить, возможен ли вообще ремонт, либо требуется замена. Здесь всё зависит от конструкции узла. Если корпус монолитный – увы, здесь возможна только замена. Варианты типа «распилить болгаркой корпус, долить жидкости и заварить» следует сразу же забыть: такой узел мало того, что долго не проработает, так ещё и сломается в самый непредсказуемый момент. Но если там, где шток входит в корпус, стоит стопор или гайка, то разобрать стойку амортизатора вполне возможно.
Проще всего производится ремонт газомасляных стоек или амортизаторов. В этом случае, разобрав корпус, можно долить масло и дополнительно закачать воздух. Осуществляя ремонт стоек амортизаторов своими руками, нужно помнить про следующее:
- Ремонт и замена всегда осуществляется парно. То есть, если какие-то операции производились над левой передней стойкой – придётся менять или регулировать и правую переднюю.
- Необходимо использовать только спецмасло – амортизаторное, а не гидравлическое. В противном случае узел в лучшем случае не до конца будет исполнять свои функции.
- На время операции автомобиль лучше ставить на козлы и подпорки, а не на домкрат. Так безопаснее: затяжка гаек иногда требует серьёзных усилий. Слишком легко вывести автомобиль из равновесия и обрушить его с домкрата. В лучшем случае после этого придётся перебирать и регулировать всю подвеску. Если же не повезёт, упавшая машина может размозжить ногу ремонтнику. Если ни козел, ни подпорок нет, нужно хотя бы подложить под днище запаску: её после падения придётся выкинуть, но от серьёзных поломок эта мера убережёт.
- Необходимо использовать ремкомплект амортизатора от компании-производителя. Отличие в деталях может быть достаточно велико. Поэтому же необходимо использовать и «родные» запчасти стоек амортизаторов.
В том случае, если ремонт не удался и пришлось ставить новый узел, необходима прокачка.
Работа с опорой и подшипником
Отдельно надо выделить обслуживание и замену опорных деталей стойки. Неисправность подшипника всегда отзывается характерными щелчками и стуками. Здесь нужно руководствоваться следующими правилами:
- При обнаружении неисправности подшипника нужно проверить всю стойку. Как правило, он один не ломается.
- Если стойка корродированна или погнута – её нужно не чинить, а менять. Слишком велика вероятность, что даже после замены детали она сломается прямо во время езды.
- При разборке нужно отмечать маркером положение всех крепёжных деталей и самого штока. Это нужно, чтобы угол кастора остался прежним.
Нужно ли менять один подшипник или оба сразу – зависит от особенностей автомобиля. Обычно на автосервисе меняют сразу оба – но у себя в гараже владелец может ограничиться заменой лишь одной детали.