Карбюраторы Солекс 21083 и других модификаций
Карбюраторы типа «Солекс» используются на отечественных автомобилях с середины 80-х годов. За это время с ними успели познакомиться многие автомобилисты. Посмотрим же, что собой представляет эта часть автомобиля, каковы её возможности – и как её обслуживать.
Устройство карбюратора солекс 21083 для автомобилей ВАЗ
За время производства этой марки сменилось несколько модификаций. Базовой моделью сейчас является Солекс 21083, поэтому рассматривать устройство карбюратора этого типа имеет смысл рассматривать именно на её примере.
Прежде всего надо сказать, что Солекс – карбюратор, предназначенный для двигателей с бесконтактным зажиганием. Хотя тарировочные данные карбюратора Солекс 21083 рассчитаны именно на двигатели, устанавливаемые на карбюраторные автомобили ВАЗ-2108, однако после небольшой доработки (с помощью ремкомплекта) и настройки карбюратор 21083 можно установить на большинство отечественных двигателей объёмом не более 1500 куб. см. Практически все модификации взаимозаменяемы без существенных проблем с работой двигателя.
Устройство карбюратор Солекс 21083 имеет следующее:
- основной корпус, соединяющий в себе диффузоры, ГДС, систему для обеспечения хода в холостом режиме, насос и экономайзер;
- крышка, в которой имеются заслонка для воздуха, поплавки, ЭМ-клапан и пусковая часть для запуска холодного ДВС.
А теперь разберём устройство карбюратора Солекс подробнее.
Пусковое устройство и заслонка для воздуха
Задача пусковой системы двоякая:
- Она должна готовить богатую топливную смесь в момент запуска «холодного» двигателя.
- Но сразу после этого она должна обеднить смесь, чтобы свечи не намокали от паров топлива (явление, известное всем автомобилистам как «заливание свечей»).
Устройство, которое содержит Солекс карбюратор 21083, действует следующим образом:
- Водитель, заводя остывший двигатель после долгой стоянки, вытягивает на себя рукоятку «подсоса» — ручного управления пусковым устройством.
- Пусковое устройство под действием тяги взводится, проворачиваясь против часовой стрелки.
- Паз особой формы освобождает штифт управляющего рычага, и воздушная заслонка полностью закрывается, отсекая первую камеру.
- Открывается на необходимый угол (пусковой зазор) дроссельная заслонка Солекс.
- Начинается работа пусковой системы. Под напором воздуха после запуска двигателя заслонка начинает смещаться, обедняя топливную смесь и спасая свечи от заливания.
Схема поплавкового механизма и уровень топлива
Другой важной частью, которую содержит карбюратор, является поплавковый механизм. Его задача – поддерживать необходимый уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083. Уровень поддерживается автоматически с помощью клапана, который перекрывается запорной иглой. Когда уровень падает, поплавки опускаются, игла освобождается – и отверстие в клапане открывается, пропуская новую порцию топлива.
Необходимо отметить, что уровень бензина должен изменяться в зависимости от режима работы. В частности, при запуске и на холостом ходу двигателя уровень максимальный, а во время штатной работы он на несколько миллиметров снижается. Когда проведена точная регулировка уровня топлива, карбюратор Солекс 21083 обеспечивает оптимальный режим работы двигателя.
Жиклеры, диффузоры и другие сменные детали
С точки зрения пользователя важной частью любого карбюратора являются детали, которые полагается регулярно менять. В карбюраторах марки Солекс к ним относятся:
- Жиклеры – «пробки» с калиброванными отверстиями, пропускающие строго дозированные порции топлива в единицу времени. От их пропускной способности зависит, будет ли карбюратор обеспечивать двигатель должным количеством топливной смеси. При этом жиклёры топлива должны иметь небольшое сечение, а воздушные – напротив, значительно большее. Заводской комплект жиклеров рассчитан на экономный расход топлива, и потому их сечение мало. В том случае, если требуется повысить мощность двигателя, пусть даже и ценой перерасхода бензина, можно приобрести другой комплект, увеличив пропускную способность узлов. Кроме того, замена и новый подбор жиклеров требуется, если карбюратор Солекс используется не на «родном» двигателе ВАС, а на автомобилях марок ГАЗ, УАЗ и т. д.
- Диффузоры – это сужения в патрубках каналов у карбюратора. Если большие диффузоры у Солекса обычно являются непосредственной частью корпуса смесительных камер, то малые – это сменные детали ГДС карбюратора. Особенностью работы диффузоров является следующее: чем больше их сечение, тем выше мощность двигателя – но при этом менее эффективно распыляется топливная смесь. Поэтом подбор диффузора должен исходить из этих взаимоисключающих правил, и настройка карбюратора Солекс 21083 предусматривает подбор сечения исходя из ожидаемого режима работы. В частности, правильно подобрав сечение, можно повысить мощность двигателя на высоких оборотах и высоких скоростях автомобиля. Поэтому смена малых диффузоров – один из важных элементов тюнинга автомобиля.
- Распылители УН. Это не только сменная деталь, но ещё и один из элементов, подлежащих замене при тюнинге. В частности, любители быстрой езды заменяют штатные распылители теми, которые входят в ремкомплект от карбюратора 21073-1107010. С минимальными доработками удаётся добиться того, что ценой повышенного расхода топлива заметно растёт и ускорение.
- Нажимной кулачок УН. В карбюраторах Солекс используются два основных типа этой детали с маркировками «4» и «7». Для повышения динамики и ускорения автомобиля, приемистости на высоких оборотах обычно меняют «седьмой» на «четвёртый». Там же, где «4» стоит штатно, ничего трогать не надо.
ГДС камер и холостой ход двигателя
Главные дозирующие системы (ГДС) нужны для подачи горючей смеси в двигатель во всех режимах, кроме холостого хода. Если ГДС участвует в работе карбюратора на холостом ходу, то требуется регулировка карбюратора Солекс 21083 или других моделей.
ГДС состоят из:
- воздушных и топливных жиклёров;
- диффузора;
- распылителя;
- эмульсионных трубок;
- эмульсионного колодца.
Система холостого хода необходима для работы в режиме, когда нет нагрузки на двигатель, когда трансмиссия не используется и разъединена. Схема и устройство карбюратора Солекс и его системы для холостого хода включает в себя (согласно отметкам на чертеже выше):
- Винт «качества», определяющий состав топливной смеси.
- Переходное отверстие.
- Топливный жиклер.
- Воздушный жиклер.
- ЭМ-клапан.
- Игла ЭМ-клапана.
- Отверстие жиклера топлива.
- Эмульсионный колодец ГДС.
- Топливный жиклер ГДС.
- Воздухозабор в систему холостого хода.
- Дренаж.
- Канал эмульсии.
Экономайзеры
В устройство карбюратора Солекс также входят экономайзеры:
- принудительного холостого хода (ЭПХХ). Он отключает подачу бензина при торможении двигателем и после того, как выключено зажигание, принудительно запуская холостой ход карбюратора 21073 и других моделей. В итоге снижается расход топлива (в среднем экономится около 0,5 л на 100 км хода), сокращается выброс токсичных веществ при неполном сгорании смеси и предотвращается дизелинг двигателя.
- мощностных режимов. Его задача – обогащение смеси на режимах, требующих дополнительной мощности двигателя.
Ускорительный насос
При открытии дроссельной заслонки горючая смесь обедняется. Связано это с тем, что воздух во много раз менее плотен, чем бензин, и расход воздуха в итоге увеличивается быстрее, чем топлива. Чтобы избежать этого, используются дополнительные устройства. Применительно к карбюраторам Солекс таким устройством является ускорительный насос (УН).
УН при нажатии педали газа принудительно подает в карбюратор принудительно подает топливо в камеры Солекса. Он не готовит смесь, а лишь обогащает имеющуюся.
Нажимаем на газ: принцип работы Солекс 21073 и других моделей
Сам по себе принцип, на котором основана работа любых модификаций карбюратора Солекс любых модификаций, неизменен уже много лет.
Схема карбюратора состоит из двух основных частей:
- Поплавковая камера.
- Смесительная камера.
В поплавковой камере топливо, поступающее из бензобака, накапливается для оптимальном количестве для работы карбюратора. По мере расходования уровень его меняется – и впускной клапан пропускает новые порции бензина.
В смесительной камере через жиклер и распылитель топливо смешивается с воздухом. Во время впускной фазы давление в камере падает – и воздух засасывает бензин внутрь. Испаряясь и смешиваясь с воздухом, топливо превращается в горючую смесь, которая в дальнейшем поступает в цилиндры двигателя и воспламеняется там. Энергия, выделяющаяся при воспламенении (фактически – взрыве) топлива в цилиндре, заставляет работать как двигатель, так и через него и электросистему – в конечном итоге все остальные механизмы автомобиля.
Характеристики и цена карбюратора
Карбюраторы марки Солекс имеют следующие характеристики:
- Диаметр камер смешения – 32 мм.
- Сечение диффузора – 21 мм (1 камера) и 23 мм (2 камера);
- Зазор воздушной заслонки – 2,5 мм;
- Зазор дроссельной заслонки – 1,1 мм;
- Диаметр перепуска – 0,7 мм;
- Диаметр игольчатого клапана – 1,8 мм.
По состоянию на апрель 2017 года цена карбюратора составляет от 4050 р. до 7000 р. – в зависимости от модификации и комплектности.
21073-1107010 и другие модификации карбюратора Солекс
На сегодняшний день на рынке автозапчастей присутствуют следующие модели карбюраторов:
- 21083 – универсальная модель, подходящая для любого двигателя объёмом не свыше 1500 куб. см. На более объёмные движки его ставить не имеет смысла: на высоких оборотах он «задушит» двигатель, сечение диффузоров не позволяет создавать топливную смесь надлежащего состава. Однако настройка карбюратора Солекс этой модификации, использование дополнительных деталей из ремкомплекта и механическая проточка позволяет создать на базе 21083 любую другую модель Солекса.
- 21053 – модель, более подходящая для продольного двигателя от ВАЗ-2105. С минимальной настройкой может применяться на любом двигателе соответствующего объёма.
- 21073 – «Нивовский» двигатель, может применяться на двигателях объёмом до 1700 куб. см. Главное отличие – это два штуцера для рециркуляции.
- 21041 – единственный Солекс, подходящий для двигателей свыше 1800 куб. см. Выпускается в нескольких модификациях, главное отличие между которых – это наличие или отсутствие штуцера под вакуумный определитель зажигания.
В целом же при наличии времени и желания регулировка карбюратора Солекс позволяет использовать их на любых двигателях. Разница лишь в том, на каком уровне оборотов они перестанут справляться со своей работой. Так, к примеру, если требуется приемистый и мощный двигатель для низких оборотов – можно ставить 21083 даже на объём свыше 1,5 л, но при этом на оборотах свыше 4,5 тыс. двигатель просто задохнётся.
Настройка и регулировка карбюратора
Настройка карбюратора Солекс включает в себя следующие стадии:
- Подстройка уровня топлива. Для этого надо снять верхнюю крышку и замерить уровень бензина в поплавковой камере. В норме там должно быть 24-25 мм. Если бензина слишком много, нужно удалить излишки и подогнуть держатели поплавков. Если слишком мало – то подогнуть в обратную сторону.
- Регулировка холостого хода. Осуществляется с помощью вращения отвёрткой винта качества. В норме устойчивая работа должна быть на 850 об/мин.
- Подборка жиклеров. Начинать следует с топливного для первой камеры, а затем переходить к воздушным.
- Регулировка УН. В норме струя должна попадать между диффузором и заслонкой. При этом топливо должно поступать струйкой, а не каплями.
Обслуживание карбюратора Солекс: отрегулировать или заменить?
Техническое обслуживание карбюратора включает в себя:
- смену расходных элементов;
- прочистка деталей (жиклеров, форсунок и т. д.);
- регулировку механических деталей (заслонок, тяг и т. д.);
- проверка отсутствия утечек.
Порядок технического обслуживания (ТО) устанавливается фирмой-изготовителем. Кроме того, при обнаружении неисправностей следует либо провести регулировку деталей, либо заменить неисправные.
Ремкомплект Солекс и настройка карбюратора
Топливная система, как и любой узел автомобиля, нуждается в регулярной починке. Каким бы тщательным не было обслуживание, иногда требуется ремонт карбюратора Солекс. И потому всегда востребованным является ремкомплект.
В его состав входят:
- прокладки;
- мембраны;
- втулки;
- пружины;
- жиклеры.
Используя ремкомплект, можно не только починить карбюратор, но и провести его тюнинг. В частности, используя сменные элементы карбюратора, можно повысить мощность двигателя на некоторых режимах.