Датчик массового расхода воздуха: 5 способов проверки
Датчик массового расхода воздуха устанавливается в автомобили с электронным блоком управления двигателя. Он необходим для контроля количества воздуха, который поступает в цилиндры. На основании этого показателя ЭБУ подает сигнал форсункам о количестве топлива.
Что это такое
Для того чтобы в цилиндрах полностью сгорело топливо, необходимо правильно составить пропорцию топливно-воздушной смеси. Количество топлива контролируют форсунки и ЭБУ. За количество воздуха отвечает ДМРВ. Правильная пропорция воздуха к бензину – 14,7:1.
Воздух в цилиндрах действует как окислитель. Кислород из атмосферного воздуха обеспечивает процесс горения. Если его не будет, смесь сгорит не полностью, а это уменьшит КПД мотора.
Электронный блок управления мотором считывает данные о количестве воздуха, который попал во впускной коллектор. На основе этого он принимает решение о необходимом объеме топлива.
Некоторые автолюбители придумывают способы обмануть ДМРВ для увеличения мощности и максимальной скорости движения.
Но все эти методы вредят двигателю, поэтому лучше к ним не прибегать.
Конструкция
Датчик воздуха состоит из измерительного элемента и корпуса. На входе установлен воздушный дефлектор для усиления тяги. С двух сторон датчик имеет уплотнительные резиновые кольца, чтобы исключить проникновение воздуха в обход фильтра.
Типы измерительных элементов:
-
С проволочным нагревательным элементом;
-
С пленочным нагревательным элементом.
Они отличаются только по форме, оба типа сделаны из платины. Это объясняется высокой теплопроводностью материала. Разогретая платина также очищает элементы от мусора и пыли, который попадает с воздухом.
Принцип работы
Датчик ДМРВ располагается между дроссельной заслонкой и впускным коллектором. Он подсчитывает количество воздуха на основании мощности нагревательного элемента.
Принцип работы ДМРВ прост. Поток воздуха охлаждает измерительный элемент в датчике. В ЭБУ задана контрольная температура, которая поддерживается путем подачи электрического тока. Как только элемент охладился, на него подается ток для нагрева. Чем больше воздуха проходит через датчик, тем больше мощности нужно для поддержания температуры. Параметр мощности передается в блок управления. Он подает команду форсункам.
Количество воздуха, который попадает во впускной коллектор, зависит от угла, на который открыт дроссель. Водитель с помощью педали газа управляет дроссельной заслонкой. Чтобы увеличить скорость, он нажимает на педаль и подает больше воздуха. А контроллер в свою очередь подает больше топлива.
Поломки
Воздушный фильтр не полностью очищает подаваемый воздух, поэтому в датчик могут попадать частицы пыли. Они загрязняют его и приводят к поломкам.
Причины неисправностей
Причинами поломки датчика расхода воздуха может стать загрязнение нагревательного элемента или перепады напряжения. Если отключить ДМРВ или сломать его, блок управления мотором получает косвенные данные о количестве воздуха от датчиков положения дроссельной заслонки и положения коленчатого вала. Они не дают точных данных, поэтому расход топлива резко увеличивается.
Признаки неисправностей
Прежде всего, любые ошибки в работе этого прибора записываются ЭБУ. Их можно выявить в процессе диагностики. Если у вас установлен бортовой компьютер, он сразу покажет наличие ошибки и ее код. В этом случае вы сразу можете ликвидировать проблему.
Другие признаки неисправности ДМРВ:
-
Нестабильные обороты двигателя в режиме холостого хода;
-
Провалы в работе мотора при нажатии на педаль газа;
-
Чрезмерный расход бензина;
-
Машина глохнет при попытке переключить передачу.
Если вы заметили эти симптомы, сразу отправляйтесь в автосервис для проведения компьютерной диагностики. Эти признаки могут быть сигналом других поломок, поэтому нужно пройти полную диагностику.
Как отличить от других поломок
Признаки неисправности расходомера воздуха могут говорить и о других неполадках авто. Например, повышенные обороты могут говорить о поломке регулятора холостого хода. Причинами повышенного расхода топлива может стать бензонасос, лямбда-зонд, температурный датчик.
Поэтому лучше всего провести компьютерную диагностику для выяснения причин. В ЭБУ записываются коды ошибок всех датчиков, компьютер сразу сможет определить, в чем проблема.
Последствия выхода датчика из строя
Поломка ДМРВ не приведет к остановке автомобиля и выключению зажигания. С этой неисправностью можно ездить. Дело в том, что в блоке управления предусмотрен аварийный режим работы. Он считывает показатели с датчиков положения коленвала и дроссельной заслонки. По ним он составляет представление о примерном количестве поступившего воздуха. Так как показатель неточный, форсунки впрыскивают заведомо больше топлива. В результате водитель замечает перечисленные симптомы неисправности ДМРВ.
Как проверить ДМРВ на бензиновом двигателе
Как проверить датчик подачи воздуха:
-
Осмотр. Для этого нужно снять устройство и осмотреть дефлектор и внутреннюю часть. В идеальном состоянии все поверхности должны быть чистыми, без следов масла или конденсата. Если они грязные, то необходимо почистить датчик.
-
Отключение датчика. Отключите его от блока управления и запустите двигатель. В этом случае ЭБУ начнет работать в аварийном режиме, и обороты увеличатся до 1500. Попробуйте проехать и проследите за динамикой набора скорости. Если она улучшилась, значит, ДМРВ неисправен.
-
Установка нового датчика. Если вы не знаете, какая именно деталь сломалась, можно установить новую, заведомо исправную. По улучшению работы мотора определяют поломку.
-
Проверка мультиметром. На приборе устанавливают постоянный ток и шкалу с пределом 2 В. Распиновка ДМРВ одинакова на всех моделях, отличаются только цвета проводов. На датчике находят первый и третий провода со стороны лобового стекла. К ним подносят щупы. Включают зажигание, но не запускают мотор. Идеальное напряжение – 0,996-1,01 В. При выработке датчика он повышается. На значении 1,5 В устанавливают новое устройство.
-
Проверка ЭБУ. Блок управления может быть прошит некорректно. Для его диагностики нужно вставить пластину 1 мм толщиной под упор заслонки. Когда мотор набирает обороты, отсоединяют ДМРВ. Если машина не заглохла, значит, контроллер не включает аварийный режим.
Ремонт и замена
Чтобы понять причину поломки, следует снять датчик и оценить его состояние. Ремонт ДМРВ обычно заключается в его чистке. Это продлит срок службы, но ненадолго.
Чистка ДМРВ Bosch
Для продления срока службы устройства вы можете почистить его от загрязнений. Это сэкономит вам деньги, так как новый датчик стоит недешево. Инструкция:
-
Купите жидкость для чистки карбюраторов или этиловый спирт.
-
Снимите датчик расхода воздуха.
-
Отверните винты и снимите платиновую пластину.
-
Обработайте средством нагревательный элемент. Не прикасайтесь к нему руками.
-
Если на поверхности имеются черные пятна, приложите к ним ватный диск, смоченный в ацетоне.
-
После очистки соберите устройство и установите его обратно.
-
Проверьте работу мультиметром.
Замена датчика массового расхода воздуха
Это самый простой способ восстановления нормальной работы автомобиля. Только обратите внимание на то, что новый датчик должен быть таким же, как старый. Аналогичный или агрегат другой фирмы не подойдет. Дело в том, что даже внешне одинаковые устройства могут выдавать разные сигналы, которые предназначены для разных блоков управления.
Если вы знаете, как выглядит прибор на вашем автомобиле, то поменять его не составит труда. Найдите положение устройства около дроссельной заслонки. Оно удерживается хомутами. Вам нужно снять их, отсоединить провода и вытащить устройство. Установка нового производится в обратном порядке.
Цена датчика на Лада Калина
Так как нагревательный элемент сделан из платины, цена на датчик массового расхода воздуха высокая. Поэтому автовладельцы должны следить за состоянием всех приборов, чтобы сэкономить на ремонте и замене.
Теперь вы знаете, что такое ДМРВ. Без него невозможна правильная работа мотора и остальных систем. Поэтому обращайте внимание на признаки неисправности датчика массового расхода воздуха и вовремя меняйте его. Диагностика ДМРВ легко проводится самостоятельно с помощью мультиметра.