Закон о тахографах – что сулит 2017 год?
Тахографом называют контрольное устройство, которое монтируется на борту транспортных средств. Тахограф в грузовике нужен для регистрации скорости, определении режима работы, а также отдыха водителей и пассажиров автомобиля.
Нормативно-правовые акты об использовании тахографов
На данный момент в России основополагающим документом для использования тахографов является ФЗ «О безопасности дорожного движения», устанавливающий правила для эксплуатации данных устройств для ТС, которые осуществляют движение по территории России. Однако данный закон не устанавливает типы используемых тахографов для определенных транспортных средств. И на федеральном уровне данный вопрос более ничем не регулируется. Подобная регламентация действует исключительно на уровне нормативно-правовых актов Министерства транспорта России и Правительства РФ.
Для более конкретного обоснования требований по типам используемых тахографов Правительством РФ было принято постановление № 1213. В содержании данного постановления говорится о делегировании полномочий Правительства РФ по разработке требований, необходимых для применения тахографов, а также оснащении данными устройствами ТС в пользу Министерства транспорта РФ. Таким образом, срок действия аналоговых тахографов с шайбой в России уже вышел.
Из содержания федерального закона, упомянутого выше, становится понятно, что Правительством регламентируются только общие вопросы использования тахографов по нормативной необходимости.
Появление и сущность Приказа
Закон 2016 о тахографах на грузовые автомобили претерпел небольшие изменения. На вопрос водителей, тахографы отменили до 2018 года или нет, теперь дан четкий ответ – не отменили.
Одним из главных документов, которые отражают вопрос о применении и использовании тахографов, является Приказ № 36 Минтранса РФ. Появился он на основании договоренности между РФ и европейскими странами о взятии под единый контроль реализацию трудовой деятельности, в частности, режим отдыха водителей. Результатом этой договоренности стало соглашение, регулирующее работу автоэкипажей при осуществлении международных перевозок.
Таким образом, чтобы взять под контроль данный вопрос, было принято решение о регулировании государствами-участниками соглашения вопроса на национальном уровне. Результатом этого должен был стать выпуск приказа, у которого положения не имели противоречий с ранее оговоренным соглашением. Именно так и появился Приказ № 36. И согласно ему, тахограф выступает в роли инструмента для исполнения требований вышеупомянутого европейского соглашения.
Данный приказ содержит требования, которые необходимо выполнять при установке учетных приборов для ТС, отражаемые в прилагаемых приложениях. Помимо этого, устанавливаются временные рамки и категории ТС, подлежащие оборудованию учетными приборами.
Иными словами, владельцы ТС, задействованных в бизнес-перевозках, с 1 июля 2016 года должны были произвести замену тахографов с аналоговых на цифровые, а также составить водительскую карту. Изменения в закон о тахографах в 2017 почти на протяжении года уже действительны.
На кого распространяется закон
Производиться замена тахографа должна на грузовых автомобилях. Однако, не все категории ТС попадают под действие данного приказа. Тахограф на личный грузовик нужен будет при попадании ТС под определенную категорию. Иными словами, тахограф в России нужен на машины следующих типов:
- ТС категории N2 и N3 (перевозящие опасные грузы).
- ТС категории N3 (междугородние маршруты, полная масса свыше 15 тонн).
- Автобусы категорий M2 и M3 (используемые для транспортировки пассажиров).
- Автомобили категории N2 (для перевозки неопасных грузов).
- Автомобили, ранее оснащенные необходимыми контрольными приборами (M2, M3, N2, N3).
Иными словами, тахограф нужен не всем. Распространяется выпущенный приказ на грузовые автомобили, масса которых составляет не менее 3,5 тонн. Таким образом, легковые автомобили и «Газели» не нуждаются в установке учетных приборов. К слову, на пассажирские «Газели» установка тахографа необходима, а на грузовые типы данного автомобиля такой необходимости нет. Также тахограф на манипулятор или эвакуатор нужен будет при массе ТС более 3,5 тонн.
Кто имеет право использовать тахограф
Самостоятельно нельзя оснащать свое транспортное средство тахографом. Это необходимо делать в специализированных мастерских. Мнения владельцев авто в этом вопросе разошлись – в мастерских тоже есть возможность неправильной установки оборудования, вследствие чего оно может выйти из строя. Соответственно, это приведет либо к работе оборудования с нарушениями, результатом чего будет выписанный штраф, либо выход из строя устройства, что приведет к финансовым потерям.
В любом случае, Минтранс не допускает самодеятельности со стороны владельцев авто. И даже если вы сами отлично знаете то, какие модификации учетных устройств вам необходимы и каким образом их устанавливать, вам придется переплатить, сделав это в мастерской.
Разрешенные модели тахографов
Те, кому необходим прибор, должны знать, что далеко не все модели тахографов разрешены для установки. Ниже приведен список модификаций, которые можно устанавливать на ТС:
- DTCO 3283.
- Штрих.
- Касби DT-20M.
- ТЦА-20НК.
- Меркурий.
- Drive 5.
- EFAS V2 Rus.
По требованию Минтранса, именно эти модели разрешены для учета и контроля деятельности водителя при движении. И не все новые тахографы будут расцениваться в качестве необходимого оборудования.
Юридическое обоснование выбора тахографов
Объектом технического регулирования тахограф был признан 1 января 2015 года согласно п.65 Приложения 1 Техрегламента о безопасности колесных ТС Таможенного Союза.
То есть, с того момента на данный прибор действует 184 ФЗ «О техническом регулировании». Соответствие данного устройства нынешнему законодательству подтверждается наличием Сертификата соответствия Таможенному регламент. Именно этот документ подтверждает соответствие необходимым обязательным требованиям. Стоит отметить, что приказы Министерства транспорта РФ для технических требований носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Поскольку тахограф представляет объект технического регулирования, у Минтранса отсутствуют полномочия по определению политики в сфере технического регулирования. Это же касается и порядка оснащения транспортом, поскольку данные полномочия предоставляются Минпромторгу РФ.
Ответственность
Применение тахографа является дополнительным средством для обеспечения безопасности участников дорожного движения при осуществлении перевозок грузов и пассажиров. Соответственно, поскольку применение этих устройств является обязательным, за неисполнение требований Правительства РФ и Минтранса РФ предусмотрено административное наказание.
Штраф за тахограф в 2017 году не претерпел существенных изменений. Если на транспортном средстве, которое подходит под категорию автомобилей с обязательным использованием тахографа, отсутствует тахограф или установлен нерабочий прибор, владелец автомобиля будет обязан заплатить административный штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Что касается должностных лиц, величина данного штрафа составляет от 5000 до 10000 рублей.
Также подобным штрафом облагаются водители, которые нарушили установленный режим отдыха и труда. Контрольно-учетные устройства также обязательно должны быть исправными. Тахографы, подвергшиеся модификациям и являющиеся блокированными, относятся к разряду неисправных устройств, и за это владельцы транспортных средств также понесут административное наказание в обязательном порядке. Штраф за тахографы является обязательной мерой несения административного наказания.