Всё об автомобилях

«Трансмиссионка»: одно масло — 3 разных стандарта. Как выбрать?

1 793
Трансмиссионные масла ошибочно считают менее важными, чем моторные. Хотя надежное функционирование любого транспортного средства возможно только при условии наличия качественного смазочного материала и в других узлах. В статье рассмотрены основные показатели, влияющие на выбор, и даны рекомендации.


Область применения

Трансмиссионное масло используется для смазывания элементов МКПП, раздаток и главных пар передачи. Оно обеспечивает возможность запуска трансмиссии при минусовой температуре, уменьшает трение и образует крепкую масляную пленку. Исходя из этого, производители находят баланс между хорошими низкотемпературными свойствами и допустимой вязкостью при нагреве до рабочей температуры.


Какую роль играет смазка в мкпп и других элементах трансмиссии

Смазка в трансмиссии находится в специфических условиях. Это серьезные контактные нагрузки, большие скорости сдвига и разбег температур. Базовые свойства надо обеспечивать при морозе ниже 50, а так же при температуре +150 °С. С учетом того, что в момент контакта зубьев, на короткое время, температура может подскакивать до 300 °С и выше.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Масло для трансмиссии осуществляет такие задачи:

  • понижение коэффициента трения;
  • охрана поверхностей от коррозии, износа и задиров;
  • охлаждения элементов;
  • снижение кратковременных ударных нагрузок;
  • шумо- вибро- изоляция.

Для реализации этих задач в трансмиссионные масла вводятся добавки.


Чем отличается синтетическая база от полусинтетической

Любое трансмиссионное масло изготавливается из масляной базы и легирующих компонентов. База по происхождению бывает двух вариантов:

  1. Синтетическая база — синтезируется в условиях лабораторий. Содержит только чистые соединения, созданные специально для смазывания. Посторонние соединения, которые требуется удалить при очистке, отсутствуют. При добавлении присадок получают синтетическое трансмиссионное масло.
  2. Минеральная база — производится из нефти. Характерна присутствием посторонних примесей. Нуждается в многоэтапной очистке до получения заданных характеристик. На такой базе получают минеральное масло.

Далее в них вмешивают различные противоизносные и противозадирные присадки.

Полусинтетической базой называют либо смесь этих двух видов, либо минералку с большим количеством присадок.

Стандартизация API по эксплуатационным характеристикам

Эксплуатационные характеристики трансмиссионных масел определяет популярный стандарт — API. Он маркируется буквами GL и цифрой от одного до шести. В одних узлах трансмиссии применяется стандарт GL-4, а в других GL-5.
Стандарт GL-4 рекомендуется к применению в:

  • МКПП и рулевых механизмах;
  • в главных парах и низконагруженных гипоидных передачах с малым смещением.

Масляная пленка испытывает нагрузки до 3 ГПа, а температура не выше 150 °C.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Гипоидное масло это «народное» название стандарта GL-5. Применяется в:

  • передачах с большим смещением осей вращения;
  • с гипоидными зубчатыми шестернями;
  • для главной пары в современных автомобилях;
  • при высоких ударных нагрузках.

Масляная пленка испытывает нагрузки более 3 ГПа, и температуру до 150 °C. Присутствует много серы и фосфорсодержащей противозадирной добавки. Они отрицательно воздействуют на детали из цветных сплавов.

Трансмиссионное масло в коробку передач стандарта GL-6 пока не используется, поскольку стандарт GL-5 отвечает всем нужным требованиям.

Стандарт API выдает свой допуск согласно количеству противозадирных присадок. Чем выше номер после букв GL, тем больше присадок, которые это обеспечивают. Присадки состоят из элементов на основе химсоединений серы. Они в сложных условиях работы запускают процесс изменения наружного слоя металла. В результате, продукты износа преобразовываются в усиливающую пленку.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Такая реакция заметно продлевает время службы элементов, выполненных из черного металла. Элементы механических КПП, выполненные из сплавов, наоборот изнашиваются быстрее. Такие присадки для них вредны.

Стандарт API отражает только некоторые свойства смазывающих жидкостей. В связи с этим, выбор трансмиссионного масла опирается на классификацию API лишь как на основу.

Стандартизация по вязкостным свойствам SAE

Вязкостные свойства по стандартам SAE вычисляются лабораторно – высчитывается граничный показатель допустимой вязкости при 100°С. Так же находится минусовая температура, при которой вязкость не более 150 Н·см/м² . Эти граничные значения состояния очень важны. При переходе вязкости за эти границы может начаться повышенный износ или разрушение элементов трансмиссии.

Индекс вязкости трансмиссионного масла по стандарту SAE принимает 9 значений:

  • с литерой W — 70, 75, 80, 85;
  • без литеры W — 80, 85, 90, 140, 250.

Литера W говорит пользователю, что
замеры проходили и при низких температурах. Такое масло подходит для зимнего использования. Если литера W отсутствует — смазка только для теплого времени года.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Стандарты по ГОСТу

Такая классификация применяется только у российского производителя и опирается на стандарт API. По ГОСТу принято маркировать 3мя группами символов:

  • ТМ — означает трансмиссионное масло;
  • цифры от одного до пяти — разделяют по эксплуатационным группам;
  • вязкость — всего 4 варианта, задают температурную вилку от и до.

ATF – классификация масел для АКПП

На жидкости для АКПП стандарты API и SAE не подходят. Да и задачи у трансмиссионной жидкости немного другие. Для них используют классификацию ATF.
Памятка! Жидкости для АКПП, DSG и вариаторов часто выпускаются ярких цветов красные, зеленые, синие, чтобы не путать их с другими жидкостями и не залить ошибочно.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger

Единой классификации и стандартизации для таких жидкостей не существует. Каждый автопроизводитель самостоятельно выпускает допуски и стандарты. Например, GM использует стандарт DEXRON I – VI. Чем выше цифра, тем более современный стандарт. Есть еще свои стандарты у производителя АКПП немецкого концерна ZF, а так же у многих азиатских фирм.

Что будет с узлами трансмиссии если GL-4 заменить на GL-5

Часто возникает вопрос, какое трансмиссионное масло выбрать и можно ли один стандарт заменять другим? Стандарт GL4 предназначается для МКПП c синхронизаторами. Он дает хорошую защиту чугунным и стальным элементам, и не агрессивен к деталям, выполненным из цветных сплавов. Использование GL5 в таких узлах приводит к повышенному износу синхронов. Так же является причиной затруднительного переключения передач. Противоизносные добавки понижают трение, и переключать передачи становится труднее, так как система синхронизации основывается на трении поверхностей синхронов.

Стандарт GL5 применяется в трансмиссии, где присутствуют гипоидные пары. Если в них применять GL4 — будет высокий износ, возможен выход из строя отдельных элементов или узла в целом.

Переход с GL4 на GL5 не рекомендуется, так же и наоборот: это очень разные масла с различными задачами и свойствами.

Самое распространенное трансмиссионное масло 75w90. Рейтинг и цена

Рейтинг трансмиссионных масел не учитывает цены, он основывается только на отзывах пользователей и данных лабораторных исследований. Результаты сравнения 7 популярных марок:

  • первое место — MOTUL Gear300. Уже много лет удерживает звание «лучшее трансмиссионное масло». Цена — 1100 руб;
  • заслуженное второе место — Castrol Syntrans-Transaxle. Цена -750 руб;
  • третье место — Mobil Mobilube, хороший уровень защиты от износа;
  • Total Transmission SynFe — на четвертом. Оно имеет допуск GL-4/5, подойдет не всем элементам. Цена — 810 руб;
  • пятое место — LiquiMoly Hypoid Getriebeoil TDL. Неплохо выдерживает низкие температуры. Цена — 700 руб;
  • шестое место — ZIC GFTop, мало данных по присадкам против износа и задира. Цена 488 руб;
  • LukOil ТМ-4 — замыкающее седьмое место. Единственное масло от российского производителя, вошедшее в тест. Главный минус — очень много подделок. Цена — 350 руб.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • ВКонтакте
  • Blogger
Тест трансмиссионных масел опирался на такие показатели с сайтов производителей, как:

  • вязкость;
  • температурные пределы;
  • критические нагрузки;
  • защита от задира;
  • защита от сваривания;
  • показатель износа.

Рейтинг синтетического, полусинтетического и минерального трансмиссионного масла

В зависимости от базы использованной при производстве масла можно составить рейтинг популярности.







Место «Синтетика» «Полусинтетика» «Минералка»
Марка Цена, руб Марка Цена, руб Марка Цена, руб
1
  • BP Energear HT 75W-90
590
  • Mobil Mobilube HD 75W-90 GL-5

550
  • BP Energear EP 80W-90

580
2
  • Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90

630
  • HighWay 75W-90 GL-4/5

320
  • Castrol Manual EP 80W-90

350
3
  • SHELL SPIRAX S6 AXME 75W-90

650
  • LUKOIL TM-5 75W-90 GL-5

300
  • LUKOIL TM-4 80W-90 GL-4

210
4
  • Spectrol Synax 75W-90 GL-4/5

490
  • Spectrol Mission 75W-90 GL-4/5

330
  • VERYLUBE 80W-90 GL-¾/5

360
5
  • XADO Atomic Oil 75W-90 GL-¾/5

580
  • XADO Atomic Oil 75W-80 GL-4

490
  • XADO Atomic Oil 80W-90 GL-¾/5

400

Рекомендации по выбору и периодичности смены масла

Выбирая определенное трансмиссионное масло, ориентируйтесь на рекомендации и допуски производителя авто. Там будут показаны оптимальные характеристики смазки. Например, масло синтетика в коробку, где рекомендуется минералка, лить категорически нельзя. Также, нельзя и в целях экономии переходить с синтетики на минералку, что негативно скажется на работе узла.

Обратите внимание, что производители масел могут выпускать универсальный продукт стандарта GL-4/5. Это будет указано на упаковке.
Чтобы определить какое трансмиссионное масло лучше подойдет, выбирать надо с учетом температурных режимов в зоне эксплуатации. В широтах с холодными зимами и теплым летом рекомендуются 75W90, 80W90 и 85W90. Хотя для низких температур самым эффективным будет 75w90 или 75w80. Эти масла подойдут даже для самых низких и высоких температур.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Некоторые автолюбители считают, что масло в МКПП менять не нужно никогда. Но срок годности у него составляет пять лет с момента начала эксплуатации. Исходя из этого, масло трансмиссионное стоит менять один раз в пятилетку. Этим вы продлите срок жизни узлов и отдельных элементов трансмиссии.

Свежее

Поделиться