Три вида топливных фильтров: особенности, период замены
Автомобильный топливный фильтр представляет собой один из главных компонентов двигателя внутреннего сгорания. В первую очередь, потому что в любом топливе есть определённое количество примесей. А топливные фильтры предназначены для того чтобы эти загрязнения не оказались в топливной магистрали, и не привели к преждевременному выходу мотора из строя. И для того чтобы они работали эффективно, следует ответственно относиться и к выбору, и к своевременной замене расходников.
Отличия фильтров для моторов на бензине и дизтопливе
Особенности работы топливных фильтров зависят от типа автомобильного мотора. А, так как на современном транспорте используется три основных типа ДВС, столько же будет и видов расходников:
-
фильтр бензиновый для карбюраторного силового агрегата устанавливается внутри специальных резиновых шлангов, предназначенных для попадания топлива в систему. Он должен обеспечивать фильтрацию частиц размером от 15–20 мкм;
-
давление в инжекторных моторах выше, чем в карбюраторных. Из-за этого топливопроводы делаются из металла (стали или лёгких сплавов), а требования к качеству топлива выше. Фильтры таких двигателей должны обеспечивать высокую степень фильтрации – в пределах 5– 10 мкм;
-
топливный фильтр в машине, работающей на дизтопливе, требует особой очистки. Так как примеси в этом горючем представляют ещё большую опасность для деталей силового агрегата. Более того, дизельные моторы часто комплектуются двумя топливными фильтрами, каждый из которых обеспечивает защиту от частиц размером больше 5 мкм.
Расположение под капотом и в баке
В разных автомобилях расположение топливного фильтра может заметно отличаться. Иногда он находится на трубопроводе между топливным насосом и рампой инжектора, а на некоторых машинах (например, марки Lanos) найти расходник можно сразу же под капотом. Популярными местами для установки фильтра являются:
-
район нижней части бензобака;
-
между баком и капотом;
-
под рамой, недалеко от водительского кресла.
Чаще всего проблемы с заменой топливного фильтра возникают, если он расположен прямо в баке. Во-первых, потому что к нему достаточно трудно добраться. А, во-вторых, из-за того что менять фильтр топливный данного типа обычно меняют вместе с другими деталями. Например, с топливным насосом, как у модели Lada Largus.
Период замены топливного фильтра
Несмотря на утверждения большинства автопроизводителей о необходимости менять топливные фильтры не чаще, чем проводить капремонт двигателя, реальный срок замены гораздо меньше. Повысить срок службы расходника можно было бы, используя идеально чистое топливо без примесей и загрязнений. Однако в обычных условиях рекомендуется топливный фильтр менять через 20–30 тыс. км.
Эта цифра получена из опыта автомобилистов, замечающих проблемы с мотором именно после такого пробега. А менять топливный фильтр на дизеле рекомендуется, минимум, в 2 раза чаще – то есть примерно через каждые 10 тыс. км. Увеличивать срок замены стоит, только если владелец авто уверен в высоком качестве топлива, водит машину аккуратно и практически не выезжает на загородные трассы.
Раньше указанного срока нужно менять топливный фильтр тогда, когда появляются первые признаки его засорения:
-
двигатель начинает работать неровно;
-
мощность падает;
-
расход топлива превышает нормальные показатели.
Важно: Неопытные водители не всегда замечают признаков засорения фильтра. И постепенное снижение его пропускной способности может привести к полной невозможности завести мотор. В этом случае придётся уже не просто менять фильтр, но и обращаться в автосервис. Избежать этого можно, руководствуясь ориентировочными сроками замены расходника.
Причины поломок
Причиной поломки фильтра является попадание на него тех загрязнений, которые содержатся в топливе. Со временем забившийся фильтровальный элемент перестаёт обеспечивать пропускание необходимого количества жидкости, в то время как перекачивающий её насос продолжает работать с той же производительностью. Избыток топлива повышает давление перед фильтром и нагрузку создающего напор оборудования. А это, в свою очередь, приводит к быстрому износу насоса.
На инжекторе требуется часто менять топливный фильтр из-за того падающего в результате загрязнения расходника давления в рампе. Топливно-воздушная смесь получается обеднённой. И топлива оказывается слишком мало для обеспечения эффективной работы силового агрегата. Если топливный фильтр менять часто – в соответствии с рекомендованными сроками – этих проблем можно избежать.
Замена фильтра
Необходимость поменять топливный фильтр возникает из-за того отрицательного влияния, которое оказывает загрязнённый расходник на топливную систему двигателя и на сам агрегат. Конденсат, который образуется в процессе работы, вызывает коррозию. И двигатель либо полностью выходит из строя, либо просто перестаёт запускаться. Своевременная замена фильтра позволяет избежать перебоев в работе силового агрегата и, таким образом, увеличивает его эксплуатационный ресурс.
Действия в процессе и после замены
Возможность увеличения срока службы мотора доступна для любого автомобилиста. Для этого стоит всего лишь заменить топливный фильтр своими руками. Хотя первым этапом замены будет выбор и покупка подходящего расходника. При этом желательно не экономить и покупать качественный фильтр, подходящий именно для этого автомобиля.
Действия по замене заключаются в выполнении следующих этапов:
-
Отключения минусовой клеммы аккумулятора – это помогает избежать короткого замыкания;
-
Установки автомобиля таким образом, чтобы можно было легко добраться до фильтра. Иногда для этого достаточно открыть капот, в остальных случаях машину приходится ставить на яму или приподнимать на домкрате;
-
Зажатия меняемого элемента с помощью ключа на 17 или на 19;
-
Откручивания подходящим ключом штуцера фильтра;
-
Сливания топлива в специально подготовленную для этого ёмкость;
-
Установки фильтра (желательно, с новым фиксирующим хомутом);
-
Сборки в порядке, обратном демонтажу детали.
Совет: После установки фильтра следует обязательно проверить работу двигателя с новым расходником. Основное внимание уделяется утечкам бензина, наличие которых свидетельствует о проблемах с резиновыми кольцами.