Всего 6 шагов устранения неполадок датчика дроссельной заслонки
Автомобиль достаточно сложная конструкция, которая состоит из множества агрегатов и узлов. При некорректной работе двигателя на холостом ходу, машина может заглохнуть в любой момент. В первую очередь автолюбитель должен осмотреть датчик дроссельной заслонки.
Предназначение ДПДЗ
Что такое дпдз и где он расположен – такой вопрос рано или поздно возникает у каждого водителя. Дело в том, что этот небольшой узел влияет на работу автомобиля уже с момента придавливания на педаль газа.
Датчик положения дроссельной заслонки – устройство, обеспечивающее регулировку поступления в цилиндры топлива и воздуха. По конструкции напоминает воздушный клапан и состоит из потенциометра с тремя выводами, которые выполняют следующие функции:
- 1 — передает напряжение на другие уровни;
- 2 – соединяет с основной массой;
- 3 – снимает показания с блока управления двигателя.
Если дроссельная заслонка прикрыта, дпдз в машине показывает минимальные показатели и устройство работает как делитель напряжения.
При выборе датчика следует обратить внимание на размер воздухоотвода — чем больше диаметр дроссельного канала, тем меньше будет сопротивление, воздух будет меньше поступать к двигателю, значит, работать он будет лучше.
Датчик положения имеет и другое название – устройство потенциометрического типа с резисторами постоянного и переменного тока. Общее сопротивление составляет около 8 кОм.
Резистор сигнализирует контроллеру в каком положении находится дроссельная заслонка.
В закрытом состоянии сигнал не подается, поэтому наблюдается фоновое напряжение. Как только она приоткрывается, напряжение начинает расти.
При нажатии на педаль газа, потенциометр дроссельной заслонки передает сигнал об уровне напряжения на блок управления мотором, который координирует подачу топлива в момент образования искры.
Где находится ДПДЗ
Прежде чем начинать разбирать полностью авто для устранения неисправностей, необходимо выяснить где расположен датчик. Устанавливают его в машинах с инжекторным двигателем.
Датчик расположен на корпусе узла дроссельной заслонки и крепится болтами.
Симптомы и признаки неисправности дпдз
Опытные автолюбители выделяют основные признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:
- увеличенный расход топлива;
- когда переключаются передачи, мотор глохнет;
- на холостом ходу двигатель работает на повышенных оборотах;
- машина совершает рывки даже при плавном ходу;
- включается индикатор «Check engine" на приборной панели;
- мощность двигателя ощутимо падает на оборотах.
Если стали заметны такие симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки, следует срочно осмотреть двигатель, а также сам узел.
Проверка и регулировка датчика
Некоторые признаки неисправности дроссельной заслонки неотчетливы, поэтому могут указывать на различные варианты поломок. Чтобы точно выяснить причину, проводят несложную проверку. Для этого понадобится вольтметр.
Если появились проблемы датчика дроссельной заслонки, на приборной доске должен включиться индикатор. При включенном зажигании лампочка загорается и тут же тухнет. Если же она не загорелась, проводят проверку:
- Включить зажигание, подсоединить вольтметр и проверить показания между отрицательным выводом и ползунком. Уровень напряжения не должен превышать 0,7В.
- Не отключая тестер, открыть заслонку до упора. Напряжение должно подниматься выше 4В. Значения дроссельной заслонки в полностью открытом виде колеблются в пределах 5В, но некоторые отступления возможны при условии, что тестер полностью исправлен.
- Зажигание отключить и вытащить разъем. Проверить сопротивление между любым выводом и ползунком.
- Поворачивая плавно и медленно сектор, следует наблюдать за показаниями тестера. Если наблюдаются рывки или хаотичное движение стрелки это явное свидетельство того, что требуется замена датчика. В норме показатели от 2-8 кОм.
Заменить заслонку требуется также в случае механических повреждений. Если же выявлены проблемы в ее работе, необходимо провести регулировку устройства.
Следует учесть, что перед тем, как снять датчик, необходимо отключить зажигание, а перед замерами – включить.
- Выключить зажигание и закрыть дроссельную заслонку.
- Снять разъем датчика. В этом случае следует присоединить провода вольтметра к контактам датчика.
- Убедитесь, что напряжение отсутствует.
- После подсоединения проводов, установите изделие на место, при этом крепежные винты не следует слишком закручивать – так он не будет болтаться, но можно будет его поворачивать.
- Постепенно вращать узел в одну и другую стороны до тех пор, пока на нем не будут установлены показания 0,55-0,56В. При необходимости крепежные отверстия отпустить, чтобы угол поворота увеличился.
- Как только установятся нужные показатели, прибор надежно закрепляют.
На весь процесс регулировки потребуется всего 10-15 мин.
Причины неисправности датчика положения дроссельной заслонки
В некоторых случаях устройство выходит из строя. Специалисты называют следующие причины неисправности датчика дроссельной заслонки:
- истирание резистивного слоя выводит из строя подложку, и датчик барахлит. Для нормализации работы требуется заменить подложку, чтобы устройство нормально работало;
- повреждение наконечника способствует тому, что на подложке появляются заусеницы. В этом случае происходит быстрый износ подложки, контакты хотя и продолжают работать, но быстро приходят в негодность;
- износ ползунка. Со временем эта деталь просто изнашивается и отходит от нужной траектории.
В некоторых случаях проще заменить полностью конструкцию, чем производит ремонт датчика положения дроссельной заслонки.
Кроме того это сложный и невыгодный процесс, поэтому тратить время на починку не стоит – проще приобрести и установить новое устройство.
Замена механизма в автомобиле ВАЗ
Перед снятием старого и установкой нового механизма необходимо отключить зажигание и аккумулятор, а также проверить, чтобы заслонка была закрыта.
- Под капотом надо найти пластиковую защелку, рассоединить контакты в месте подсоединен я проводов.
- С помощью отвертки снять датчик.
- Удалить старую поролоновую прокладку и установить на ее место новую.
- Закрепите новый датчик, присоедините к нему провода.
- Проверьте работу механизма и измерьте напряжение на всех участках системы.
Как выбрать качественный датчик
В продаже можно встретить только два вида изделия:
- пленочно-резистивный – чаще их называют реостатными. Они имеют резистивные дорожки и являются теми самыми потенциометрами;
- бесконтактные – принцип работы основывается на магниторезистивном эффекте. При этом также формируется напряжение, которое зависит от угла раскрытия заслонки. Хотя цена на датчик положения дроссельной заслонки выше, чем на резистивный, но он очень компактный и работает дольше.
Приобретая датчик, автолюбителю необходимо исходить из данных VIN –кода или транспорта. При покупке следует руководствоваться только информацией из техпаспорта. Лучше приобретать деталь по коду в силу большей точности. К тому же, водитель так найдет оригинал. Если искать запчасть по данным транспортного средства, так можно купить аналог, который ничем не уступает заводскому производству, но прослужит такое устройство недолго.
Датчик дроссельной заслонки – тонкий и уязвимый механизм, который требует систематической проверки его состояния. При его загрязнении повышается износ деталей, что чревато дорогостоящим ремонтом.