8 причин отказа ЕГР
Систему Exhaust Gas Recirculation, или, как мы привыкли говорить, ЕГР — на самом деле следовало бы называть РОГ — система рециркуляции отработанных газов. Как ясно из названия, её главное назначение — возврат небольшой части отработанных газов в камеры сгорания.
Предназначение клапана egr
Казалось бы, для чего это надо. Объяснение следующее: в горячем двигателе два основных компонента внешнего воздуха — азот и кислород начинают активно взаимодействовать между собой, образуя оксиды азота. За счет этой химической реакции внутри цилиндра возникает смесь, обедненная кислородом, и часть топлива просто не успевает сгореть. Клапан рециркуляции отработанных газов (рис.1) перемещает часть выхлопных газов из выводящего контура во впускной коллектор двигателя.
При этом количество поступающего кислорода значительно уменьшается, что существенно снижает температуру реакции, а это, в свою очередь, ведет к уменьшению окислов азота в отработанных газах.
Таким образом, датчик егр позволяет:
- Более чем в два раза снизить содержание окислов азота в выхлопе, существенно уменьшая вред, наносимый окружающей среде.
- На бензиновых двигателях позволяет снизить насосные потери на дросселе и, как следствие, уменьшает расход топлива.
- Кроме этого, egr на бензиновом двигателе минимизирует детонацию.
- Дизельные двигатели egr клапан переводит в щадящий режим работы на холостом ходу, так как меньшее количество кислорода значительно снижает давление сгорания.
Главное правило для водителей машин, в которых установлен клапан егр на дизельном двигателе: чем дольше тахометр показывает меньше двух тысяч оборотов, тем раньше ЕГР выйдет из строя.
Форд, Калина, Рено, Пежо, Опель или Фольксваген — конструкция и принципы работы клапана егр различаются незначительно.
Первые системы рециркуляции появились в американских автомобилях в самом начале 70-х годов прошлого столетия. Эти системы работали на пневмомеханических принципах, были малонадежны и не отличались высоким качеством работы.
- датчик, измеряющий температуру отработанных газов;
- датчик положения клапана рециркуляции выхлопных газов;
- ДМР (датчик массового расхода воздуха) вкупе с показаниями лямбда-зонда (в простонародье датчиком кислорода);
- регистратор противодавления отработанных газов.
Следует отметить, что разные автомобили и разные двигатели могут использовать и прочие датчики для более точного определения момента открытия заслонки и степени её открытия.
Помимо принципов работы егр в автомобиле можно подразделить и по месту размещения клапана. Различные производители устанавливают клапан рециркуляции выхлопных газов на блоки дроссельных заслонок, в разрез всасывающего тракта, на впускной коллектор и так далее. (рис.2)
- Рис.2
Отдельно следует раскрыть вопрос, как работает егр на турбодизеле, ведь здесь давление на впуске в двигатель выше, нежели давление выпускное, а, следовательно, открытый клапан рециркуляции не только не позволит отработанным газам попасть в цилиндры двигателя, но и начнет работать в обратном направлении. В данном случае возникает необходимость в установке дополнительных вихревых регулирующих заслонок на впускной воздуховод.
Проверка клапана егр, как находится неисправность.
Выявление неполадок в работе датчика рециркуляции отработанных газов – дело достаточно сложное даже для опытного специалиста. Дело в том, клапан егр отвечает за работу двигателя в достаточно узком диапазоне показателей, и порой, изменение даже одного из них ведет к отключению всей системы рециркуляции и стабилизации работы двигателя.
Признаки неисправности егр, как правило, сводятся к следующим симптомам, характерным для широкого круга проблем: троение двигателя, его избыточная тряска, проблемы с запуском. При этом симптомы могут проявляться не сразу, а на определенных оборотах, при определенной температуре охлаждающей жидкости и зависеть от других, невидимых простому глазу показателей.
- Рис.3
Что касается неисправностей, то здесь их может быть ровно две: егр клапан впускает много газов и клапан впускает мало газов.
В первом случае можно выделить несколько основных причин неисправности:
- Установлен egr датчик или клапан типа, не соответствующего требованиям производителя.
- Засор и сажа на стенках клапана не позволяют ему полностью закрыться.
- Ослабла регулировочная пружина в клапане. В данном случае, скорее всего, потребуется полная замена клапана.
- Слишком высокие холостые обороты.
- Засоры в выхлопной системе также могут вызывать слишком большое поступление отработанных газов в двигатель.
Характерные неисправности во втором случае:
- Не работает егр клапан.
- Засоры в трубках, ведущих к клапану.
- Слишком низкие холостые обороты.
Итак, как найти неисправность в системе? Прежде всего, следует проверить на работоспособность сам клапан. Сняв его, попробуйте пальцем надавить на заглушку. Как правило, в исправном агрегате у Вас не должно возникнуть никаких проблем с этим. В противном случае клапан можно выкинуть.
Следующим шагом можно попробовать на запущенном прогретом двигателе нажать на клапан. В большинстве случаев исправная система рециркуляции отреагирует на это резким снижением оборотов.
Что предпочтительней: ремонт, заглушка или полное удаление. Цена вопроса.
Различные системы рециркуляции отработавших газов в дизельных двигателях, равно как и в их бензиновых собратьях, требуют обслуживания каждые 70 – 90 тысяч километров. Для современных двигателей отечественного производства этот ресурс составляет около 50 тысяч. В идеальных случаях после этого система должна полностью меняться.
Некоторые водители путем определенных манипуляций могут продлить срок службы клапана. Для этого его, с помощью жидкости для чистки карбюратора, промывают, стараясь не повредить резиновых деталей диафрагмы.
- Рис. 4
Однако, в конце концов, все приходят к тому, что система ЕГР выходит из строя. И, сравнив экономический эффект от её использования с финансовыми затратами на её ремонт, большинство приходит к выводу, что если не работает егр, то его проще не ремонтировать, а заглушить.
- Рис.5
Для этого, чаще всего, под клапан устанавливается вырезанная из жести прокладка. Как правило, для бензинового двигателя этот процесс совершенно безвреден. Если же заглушить клапан егр на дизеле, оснащенном турбиной, то это может привести её быстрому износу из-за проблем с регулировкой наддува. Так же в современных автомобилях система егр дизельного двигателя может быть вшита в программную оболочку, и глушение клапана егр дизельного двигателя будет периодически вызывать ошибки в работе.
Следует отметить, что полное удаление системы егр дизельного двигателя приводит к повышению температуры сгорания в цилиндрах, что, в свою очередь, ведет к перегреву всего двигателя, его возможной деформации и выходу из строя. Удаление егр на бензиновом двигателе в современных автомобилях, без дополнительной перепрошивки «мозгов», хоть и не приведет к таким катастрофическим результатам, но и положительных эффектов не принесет.
Как заглушить ЕГР на двигателе Лачетти без снятия и отключения.
Итак, пример того, как заглушить клапан егр на бензиновом двигателе. Последовательность действий в данном случае следующая:
- Клапан ЕГР находится справа от двигателя. Находим его.(рис.3)
- Откручиваем два болта крепления его верхней части. Разъем лучше не тревожить, чтобы не перепрошивать мозги.
- Снимаем прокладку (рис.4) на ее основании из жаропрочного материала (лучше листовой алюминий или латунь) изготавливаем подобную, но с одним отверстием (рис.5).
- Собираем в обратном порядке с новой прокладкой.
Таким образом, простой заменой прокладки мы перекрыли доступ отработанных газов в двигатель, не повлияв на движение штока, а, следовательно, и на датчик его положения.