Коробка CVT: 5 преимуществ и недостатков
Множество авто концернов в последнее время стали устанавливать на свои машины коробку передач под названием вариатор CVT. Совсем недавно система использовалась только на скутерах и снегоходах, и, по сути, о ее существовании никто не знал. На мототехнике она устанавливалась, так как там стоял ремень вариатора, который при большой нагрузке рвался и доставлял массу проблем мотолюбителям. На данный момент большинство авто концернов выпускают автомобили с такой КПП из-за ее многочисленных достоинств.
Что такое вариатор CVT
У многих появляется вопрос, что такое коробка передач CVT? Что же означает эта аббревиатура – CVT. А переводится она, как continuously variable transmission. Самое примитивное устройство такого типа было изобретено еще несколько столетий назад Леонардо да Винчи. Конечно, с тех пор устройство было преобразовано, поэтому теперь часто используется на транспортных средствах.
Что значит CVT? Это бесступенчатая трансмиссия, работающая благодаря клиноременному механизму. Она отлично подходит для мототранспорта и легковых автомобилей. А вот для крупной техники используется цепной вариатор.
Устройство бесступенчатой коробки передач и принцип его работы
Коробка передач CVT – это подвид механической КПП. Однако если в МКПП передачи переключаются с одной ступени на другую, а во время этого обязательно нужно нажимать сцепление, то в КВТ все происходит иначе.
Различают клиноременное/цепное устройство и вариатор тороидальный. Первые два типа характеризуются сходным строением. В первом случае крутящий момент передается от одного ко второму шкиву, которые располагаются параллельно друг другу, с помощью ремня. Шкивы соприкасаются верхушками и представляют собой конусообразные детали. По мере изменения крутящего момента, они то соприкасаются, то раздвигаются. В результате этого происходит моментальная передача энергии на приводы. Конструкция устанавливается только на легковые авто, поскольку в более мощных машинах ремень может разорваться.
А вот вариатор цепного типа представляет собой более усовершенствованный механизм клиноременной трансмиссии, в которой вместо ремня используется стальная цепь. За счет этого повышается срок эксплуатации техники.
Также существует тороидальная коробка CVT, конструкция которой отличается от двух предыдущих. Вместо двух шкивов здесь установлено 2 колеса, между которыми располагается ролик торроидного типа. Колеса создают движение ролика, вместе с чем выполняется повышение/понижение передач.
Главное отличие от АКПП
От АКПП бесступенчатая трансмиссия отличается тем, что она не оснащена ступенями. Работает устройство на основе ворота, благодаря которому можно поменять передачу крутящего момента – соотношение скорости колес и скорости мотора.
Преимущества и недостатки вариатора
Тип коробки передач CVT все чаще используется на легковых автомобилях, вытесняя при этом АКПП. Связано это с тем, что устройство обладает большим количеством достоинств. Среди них можно выделить следующие:
- Большой ресурс использования двигателя на автомобиле из-за равномерного разгона.
- Снижение расхода топлива в среднем на 5-7% за счет многочисленного переключения передач.
- При динамичном разгоне или езде вариатор работает на больших оборотах, соответственно, вся мощность двигателя сосредоточена в колесах автомобиля.
- Отсутствие пробуксовки на ледяном и влажном покрытии.
- Удобное и комфортное управление автомобилем.
Тем не менее, перед покупкой ТС, нужно учитывать, есть ли в автомобиле CVT. Дело в том, что такой механизм имеет определенные недостатки. Для кого-то они могут оказаться несущественными, однако их все равно рекомендуется изучить, чтобы быть готовым ко всему. Выделяют следующие недостатки бесступенчатой КПП:
- Большой расход на ТО, ведь при таком варианте КПП масло надо менять чаще, чем на других.
- Этот вид КПП устанавливают на автомобили мощностью до 162 к.Вт, поскольку трансмиссия не выдерживает большую или максимальную нагрузку на себя.
- С таким типом КПП скоростная езда не является доступной.
- Если будет неисправен хотя бы один датчик, то это скажется на работе вариатора.
- При использовании плохого трансмиссионного масла будет слышен шум подшипников, а впоследствии это приведет к поломке.
- Диагностикой и ремонтом данного типа КПП занимаются только специализированные автосервисы.
- Устройство характеризуется чувствительностью к условиям эксплуатации.
- Обслуживание трансмиссии является крайне дорогим.
И, несмотря на множество минусов вариатора, стоит признать, что обычный автомат уходит с рынка, уступая ему место. Это связано с тем, что классическая КПП недостаточна экономична.
Важность своевременного обслуживания – замена фильтра, жидкости (масла), ремонт
Из-за недостатка масляной жидкости в системе трансмиссия CVT может выйти из строя. Главной задачей вариаторного масла является не только смазывание поверхности, но и предотвращение проскальзывания в механизме. Поэтому нужно выбирать уникальную жидкость, предназначенную именно для вариатора.
Если вовремя не повысить уровень масла до необходимого значения, ремень или цепь начнет проскальзывать, в результате чего может разорваться. Ремонт поврежденной детали невозможен – нужно обязательно покупать новую для замены. А она стоит немало – до 70 тысяч рублей.
Полную замену масла в вариаторе следует производить каждые 60 тысяч км пробега. Если машина подержанная, во время ее покупки нужно уточнить у дилера, когда последний раз менялась жидкость.
В КПП CVT масляный фильтр подвергается большой степени трения. Поэтому его необходимо периодически менять. Чтобы это сделать, следует придерживаться такой последовательности:
- Слить старое масло, открутив специальную пробку для слива.
- Отключить клеммы АКБ и вынуть аккумулятор.
- Снять теплообменник, открутив 3 крепежных элемента. Под ним находится фильтр.
- Вынуть старый прибор и заменить его новым.
Затем нужно собрать все в обратном порядке. Обязательно следует залить новое масло и измерить его уровень на прогретом моторе.
Описание ресурса разных моделей с отзывами (x tronic Nissan, jatco jf011e для mitsubishi outlander, toyota, Honda). Основные заблуждения про вариатор
Ресурс MCVT – это его технические характеристики. И многие люди считают, что вариаторная бесступенчатая передача обладает низким ресурсом, поэтому они оставляют о механизме отрицательные отзывы. Рассмотрим тех данные самых популярных моделей КПП:
- Коробка передач xtronic Nissan. Предназначен для ТС с объемом двигателя 2-3,5 литров. Диапазон передаточный чисел – 7.
- Jatco jf011e для Mitsubishi outlander. Обеспечивает включение задней передачи. Предназначен для автомобилей с объемом двигателя 2-3,5 литров.
- Штатный вариатор на Тойота Королла. Подходит только для автомобилей данной марки. Менять масло необходимо раз в 90 000 км.
Таким образом, мнение о том, что вариаторная КПП хуже автоматической является ошибочным. Напротив, единственный фактор, который не дает вытеснить с рынка классический автомат — это отлаженность конструкции и ее большая надежность. В скором времени, если будет повышена надежность современного вариатора, АКПП может бесследно исчезнуть.