Система курсовой устойчивости – 1 важный фактор безопасности на дороге
Устойчивость ТС на дороге – важный фактор безопасности как водителя, так и других участников дорожного движения. Наличие системы ESP поможет сохранить контролируемость авто и устранит критическую ситуацию.
При выполнении резких маневров на дороге, особенно на скользких поверхностях или крутых поворотах, механизм моментально распознает угрозу и координирует управление.
Устройство и принцип работы ESP
В случае опасности система курсовой устойчивости выравнивает ТС, предупреждая аварийную ситуацию. На первый взгляд, работа устройства достаточно проста – датчик курсовой устойчивости передает сигнал на главный блок и колеса подтормаживаются. Но, чтобы разобраться как работает esp, необходимо узнать из каких элементов складывается устройство.
Система стабилизации esp состоит их:
- датчиков вращения колес – стоят на всех колесах и измеряют их скорость, а затем сравнивает их со скоростью мотора;
- модуля, который определяет угол поворота – находятся в рулевой колонке и считывают направление, по которому движется авто;
- датчика, определяющего положение авто в пространстве;
- насоса, управляющего тормозной системой;
- ЭБУ – электронного блока управления. Она обрабатывает данные, которые поступают со всех датчиков. В случае их несостыковки, система берет под контроль тормозную систему и подачу топлива.
Что такое контроллер курсовая устойчивость
Кроме датчиков, система стабилизации автомобиля esp состоит из главного контролера и акселерометра, определяющего положение авто во время движения.
Главный контролер состоит из двух микропроцессоров, которые считывают информацию с 4 датчиков скорости колес с частотой не менее 30 р./сек. Это значит, что по истечении 30 сек. Включится модуль и начнет выравнивать авто. После стабилизации ситуации систем выключится самостоятельно.
Эффективная работа устройства возможна только в комплексе с EBR, ABS и ASR – системами, которые обеспечивают устойчивость ТС.
В том случае, если на повороте передние колеса заносят в сторону, система курсовой устойчивости esp исправляет ситуацию путем замедления того колеса, которое находится на внутреннем радиусе. Иногда возникает обратная ситуация, когда заносит заднюю часть авто, тогда включаются передние тормоза и тормозится колесо, расположенное снаружи.
Работает система курсовой устойчивости за счет включения системы безопасности. При этом происходит:
- модификация дроссельной заслонки;
- происходит пропуск вспрыска топлива и импульса зажигания;
- угол опережения отклоняется;
- отмена переключения передачи в коробке;
- в полноприводных авто перераспределяется крутящий момент между осями.
Кроме того, записывается также информация с датчика осевого поворота и угла рулевого поворота. Все сведения обрабатываются ЭБУ и если есть какие-либо отклонения, то система динамической стабилизации вовлекается в управление, воздействуя на тормозную и модуль поступления топлива.
Дополнительные функции
С того момента, как электронная система стабилизации была изготовлена и установлена, она постоянно проходила обновления. Современные устройства могут быть снабжены некоторыми дополнительными системами, которые являются только программным расширением, а не отдельными конструкциями:
- Предотвращение переворачивания – происходит стабилизация движения машины. Это происходит за счет притормаживания колес и снижения крутящего момента двигателя.
- Предупреждение столкновения – функция может быть только в том авто, которое оснащено круиз-контролем.
- Стабилизация автопоезда – работает на машинах, где есть тягово-сцепное устройство.
- Увеличение оперативности тормозной системы при нагревании FBS – повышает давление в тормозном приводе, что предупреждает недостающее сцепление тормозных колодок и дисков.
- Удаление влаги с тормозных дисков – активизируется при включенных стеклоочистителях на скорости больше 50 км/ч.
Отличие ESP ОТ ESC
В чем же тогда заключается разница? Дело в том, что система esp в автомобиле устанавливается только на популярные ТС от известных производителей, а ESC только на машины марок Hyundai Honda и Kia.
Сколько стоит установка esp в автомобиль
Несмотря на свою эффективность, система курсовой устойчивости автомобиля устанавливается только на машинах премиум – класса. Если автовладелец захочет установить ESP, это можно сделать самостоятельно или на СТО.
Установка устройства обойдется около 10 тыс. руб. в зависимости от марки ТС. Не стоит забывать, что необходимо присутствие ABS, поскольку многие узлы этих систем работают вместе.
Неисправности модуля
Как выглядят значки системы
На приборной доске в авто расположены значки системы. Если система включена, горит «esp off», вторая лампочка начинает гореть, когда устройство включается. При исправной системе значок сразу гаснет.
Постоянно горит лампа курсовой устойчивости
Если лампочка продолжает гореть при достижении скорости 10 к/ч, значит датчик курсовой устойчивости не работает. Как оказывает практика, устройство очень чувствительно к напряжению, поэтому изначально искать причину стоит в этом.
Ошибки неисправностей
Удобство системы для водителя
Система стабилизации автомобиля предназначена для снижения аварийных ситуаций на дорогах. Он срабатывает только в тогда, когда машина теряет устойчивость. В зависимости от ситуации она может вызвать торможение колес, изменить угол их поворота.
Однако опытным водителям устройство может доставить некоторые неудобства. Дело в том, что во время заноса авто, автолюбители, как правило, нажимают на газ, а система не дает этого сделать, поскольку запрограммирована на снижение оборов в двигателе. В таких случаях можно просто отключить систему.
Как происходит отключение
Для этого требуется просто нажать на кнопку на приборной панели.
Следует учитывать, что отключение происходит не моментально, а с небольшой задержкой.